«Тоня против всех»
Основанная на реальных событиях черная комедия в стилистике документального кино рассказывает о громком ледовом скандале 1990-х. Фигуристка Тоня Хардинг, стартовавшая из самых низов американской глубинки, выиграла чемпионат США 1991 года и стала второй в мире женщиной, выполнившей на соревнованиях коварный тройной аксель. Но, увы, по-настоящему громкая слава пришла к ней после того, как в 1994 году ее бывший муж с дружками напал на ее соперницу Нэнси Керриган.
Тоня Хардинг на протяжении всей карьеры одевалась по принципу «стразы платья не испортят»
Нэнси Керриган в «платье невесты» дизайнера Веры Вонг, 1992 год
Тоня до сих пор заявляет о своей непричастности к происшествию. Но, судя по всему, у нее были все основания недолюбливать Нэнси. «Для судей важно не только умение, но и внешний вид», — то и дело слышала героиня фильма и, надо полагать, сама Тоня — слишком приземистая, простоватая, с прической в стиле «начесала и пошла». То ли дело Нэнси — миловидная, с белоснежной улыбкой. Свои первые костюмы, аляповатые платья «зубной феи», Тоня шила сама, «на коленке»: ей казалось, что они помогут произвести впечатление на судей.
Нэнси, тоже девушка из низов, зато классическая красавица, быстро обратила на себя внимание американского дизайнера Веры Вонг. В 1992 году Вонг сшила для нее «платье невесты», отделанное горным хрусталем, а в 1994 году — целый гардероб, в том числе платье цвета «шампань» стоимостью 13 000 долларов. Как ни крути, даже на льду имидж решает если не все, то многое.
Битва платьев
То, что внешний вид фигуристки играет не последнюю роль, было понятно уже в 1930-е годы, когда королевой льда была норвежка Соня Хени. Она демонстрировала как высокую технику, так и экстравагантные наряды, чем обратила на себя внимание голливудских продюсеров. В общей сложности Соня снялась в 13 фильмах, в том числе в «Серенаде солнечной долины».
Костюмы для четырехкратных чемпионов мира Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина создавал Вячеслав Зайцев. На фото — произвольная программа «Кармен», 1985 год
В 1980-90-х на льду началась настоящая битва платьев. Эти десятилетия называли «периодом блесток, перьев и декольте». Главным героем 1988 года стало голубое платье, в котором выступала немецкая фигуристка Катарина Витт. Судьи нашли юбку Катарины непозволительно короткой, а декольте — слишком глубоким. Защитники Витт парировали тем, что при ее внешности она будет выглядеть сексуально в любой одежде, даже в холщовом мешке.
Начиная с 1990-х соревнования по фигурному катанию стали сравнивать с неделями высокой моды — на лед потянулись известные дизайнеры. Американка Вера Вонг, сама в прошлом фигуристка, обшивала Нэнси Керриган, а в 2000-х — и Мишель Кван. Французский дизайнер Кристиан Лакруа укомплектовал для Олимпийских игр 1992 года свою соотечественницу Сурию Бонали. Причем темнокожая Бонали поразила всех не только характерной для Лакруа барочной роскошью платьев, но и отсутствием традиционных для фигуристок светлых колготок. На рубеже 2000-2010-х засияла звезда итальянской фигуристки Каролины Костнер — и тут уже не растерялся Роберто Кавалли: он всегда знал толк в заметных платьях.
Мишель Кван в Vera Wang, 1998 год
Сурия Бонали в Christiфan Lacroix, 1992 год
Каролина Костнер в Roberto Cavalli, 2009 год
«Лед»
Российский фильм «Лед» — микс мелодрамы и комедии с классическим сказочным сюжетом. Девочка Надя торгует бананами в ларьке своей эксцентричной тетки и мечтает стать фигуристкой. На протяжении экранного времени ей предстоит пробиться в спортивную школу, пережить взлеты и падения, предательство, найти любовь и пройти трансформацию от Золушки к принцессе.
«Создавая костюмы для этой сцены, мы опирались отчасти на моду 1920-х, отчасти — на эпоху классицизма. Мундир героя напоминает униформу наполеоновской армии, а нежное платье героини — наряды салонных барышень XIX века», — говорит художник по костюмам фильма «Лед» Дарья Зонова
Эскиз к фильму «Лед»
Костюмы Нади эволюционируют параллельно сюжету: вот она в спортивной школьной униформе, вот ее московский дебют на льду — в простеньком голубом платье, которое заметно проигрывает костюмам соперниц, одетых в черное кружево и люрекс. А вот одно из первых выступлений с красавцем партнером: она уже в изящном белом платье с порхающими бабочками.
Аглая Тарасова в роли Нади Лапшиной и Милош Бикович
Эскиз к фильму «Лед»
В один из самых драматичных моментов героиня выходит на лед в сложном черно-белом наряде, который буквально транслирует тревожные сигналы. Конечно, увидеть такие костюмы на больших соревнованиях практически невозможно: фигурное катание — один из самых травматичных видов спорта, дресс-код здесь довольно строгий. И, например, бахрома или перья — крайне нежелательны, а сложные детали используются очень дозированно.
Эскизы к фильму «Лед»
Не менее интересны и образы других персонажей, не стоящих на коньках: наставница Нади в исполнении Марии Ароновой, которая на протяжении всего фильма носит объемные барские шубы. Или экстравагантная тетка, увлекающаяся эзотерикой (Ксения Лаврова-Глинка), — классический образ непутевой сказочной феи, приютившей юную родственницу и поддержавшей ее в ответственный момент.
Дарья Зонова, художник по костюмам фильма «Лед»
«Я согласилась на проект при условии, что мы не будем использовать стразы для костюмов фигуристов. На больших соревнованиях редко встретишь интересные с точки зрения моды костюмы — они часто отдают эстрадностью. Все-таки и задача фигуристов — обратить на себя внимание. В этом есть элементы шоу. Мы стремились совместить спорт и моду и передать через костюмы характеры героев, их состояние в тот или иной момент. Например, в начале фильма маленькая Надя мечтает о большом спорте и видит себя в нежном розовом платье. В финале она выходит на лед в платье такого же оттенка — и этот костюм символизирует мечту, ставшую реальностью».
← Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook