наш сайт разбирает, почему подростки увлекаются опасными играми и что с этим делать
На первый взгляд — это просто игра. Подростки ложатся на пол, закрывают глаза, кто-то держит руки над их лбом и шепчет: «Красная дверь, желтая дверь»… Но потом случаются странные вещи: кому-то становится плохо, кто-то перестает разговаривать, кого-то охватывает паника.
Это не мистика. И не вымысел. Это опасная игра с психикой, которая активно распространяется в TikTok и группах для подростков. Что стоит за желанием «поиграть в транс», чем это может закончиться и как защитить своего ребенка – специально для наш сайт объяснила психолог и кризисный консультант Ирина Шенье.
Содержание статьи
- 1 В чем смысл игры
- 2 Почему «Красная дверь, желтая дверь» привлекает подростков
- 3 Какие риски могут возникнуть после участия в подобных трансообразных играх
- 4 Может ли эта игра действительно вызвать психические расстройства
- 5 Как родители могут заподозрить участие ребенка в игре
- 6 Чем опасно покорение «проводнику» в игре – с точки зрения психологии
- 7 Как защитить детей: советы для родителей и школ
В чем смысл игры
Национальная социальная сервисная служба Украины сообщила, что среди подростков начала распространяться опасная игра – «Красная дверь, желтая дверь», также известная как «Дверь разума». В ней один подросток становится «проводником», другой – «игроком», которого вводят в трансообразное состояние.
Играющий подросток начинает видеть мнимые «видения», будто попадает в другой мир. Но на самом деле эта игра – манипуляция и форма психологического воздействия.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от • Запорожье , Украина
(@zptown)
Почему «Красная дверь, желтая дверь» привлекает подростков
Ирина Шенье рассказала, что в подростковом возрасте формируется идентичность – «Кто я? Или я особенный/особенная? Где предел моего опыта?» Именно поэтому подростки тянутся ко всему, что дает ощущение отличия, риска, «тайного знания»:
— Игра типа «Красная дверь, желтая дверь» имитирует опыт погружения в подсознание, позволяет почувствовать себя «избранным» или «смелым». Это как бы бесплатный билет в мир мистики, подсознательных видений и «взрослого страха». А еще – это способ принадлежать к группе. Ведь в TikTok это «тренд», а в реальной жизни — проверка на то, «или ты свой».
Какие риски могут возникнуть после участия в подобных трансообразных играх
В отличие от привычных ролевых игр, трансообразные практики изменяют состояние сознания. Подросток теряет контроль, входит в состояние полугипноза, открывает внутренний эмоциональный «архив», к которому еще не готов, говорит психолог.
Возможные последствия:
- тревожные расстройства;
- панические атаки;
- нарушение сна;
- навязчивые обиды или страхи;
- замкнутость, перепады настроения, агрессия.
Даже разовая игра может стать пусковым механизмом для обострения уже имеющейся уязвимости психики, особенно у детей с тревожностью, повышенной чувствительностью или сложной семейной ситуацией.
Может ли эта игра действительно вызвать психические расстройства
— Да, может. Не всегда, но риск есть, – рассказывает Ирина Шенье.
После участия ребенок может:
- внезапно изменить поведение;
- замкнуться в себе;
- начать избегать контакта, бояться тьмы, не сможет спать один;
- проявлять эмоциональную нестабильность или, наоборот, «отключение»;
- жаловаться на странные сны, страхи, мысли, которые его «преследуют».
Помните: даже если игра кажется «невинной» – психика ребенка еще формируется. И любое вмешательство без защиты и понимания может иметь последствия.
Как родители могут заподозрить участие ребенка в игре
Эксперт объяснила, что прежде всего нужно наблюдать за ребенком и не критиковать.
Признаки, которые должны насторожить:
- ребенок резко меняет интересы, замыкается, избегает разговоров;
- восторженно говорит о мистических или «энергетических» практиках, которые раньше его не интересовали;
- появляется специфический лексикон: «проводник», «подсознание», «выход», «дверь»;
- ребенок боится спать или включать свет;
- подросток удаляется от друзей, кроме тех, кто «в теме».
Ирина Шенье советует: «Не пугайте ребенка фразами вроде «ты играешься в сатанизм». Это только закроет его. Задайте открытый вопрос: «Ты слышал об этой игре? Что о ней думаешь?» Так вы сохраните мостик доверия».
Чем опасно покорение «проводнику» в игре – с точки зрения психологии
– Эта часть игры – особенно тревожная. Один участник (проводник) контролирует поведение другого, дает указания, «ведет» его в изменившемся состоянии сознания. То есть ребенок отдает контроль над собой — и приучается, что это нормально.
В реальной жизни это повышает риск стать жертвой психологического или сексуального насилия. Потому что у ребенка уже был опыт — выполнять без вопросов, доверять, даже если страшно, — рассказала психолог.
— Кроме того, покорение «проводнику» и групповое давление могут использоваться для подготовки подростков к выполнению опасных или преступных действий, в том числе в пользу страны-агрессора, — добавили в Национальной социальной сервисной службе Украины.
Как защитить детей: советы для родителей и школ
Ирина Шенье рассказала, как действовать родителям, чтобы оградить детей от опасных трендов:
- Говорите об этом откровенно. Не пугайте, а объясняйте: «Есть игры, которые могут вредить психике. Мы не хотим тебя ограничивать – мы хотим, чтобы ты был в безопасности».
- Объясните, как работает психика. Чем больше ребенок понимает, что транс – это не магия, а физиология мозга, тем меньше шансов, что он увлечется этим.
- Поддерживайте критическое мышление. Помогайте ребенку распознавать манипуляции, обсуждайте примеры из фильмов, новостей, соцсетей.
- Учите, как сказать «нет» группе. Разыгрывайте ситуации: «Представь, друзья зовут — а ты не хочешь. Что скажешь?» Это дает ребенку внутренний инструмент защиты.
- Школам – не умалчивать, а проговаривать. Информирование — лучше запретов. Лекции, интерактивы, встречи с психологами – то, что реально работает.
Подростки – не дураки и не «сбитые с толку». Они ищут себя. И свою силу. Просто часто – в неправильных местах.
«Наша задача как взрослых – не пугать, а быть рядом. Не контролировать – а поддержать. Не закрывать дверь – а открыть окно доверия», – резюмировала Ирина Шенье.