У семи нянек…
За королями и королевами закрепилась репутация не самых чутких родителей. Обязательства перед подданными никогда не позволяли им с головой окунуться в мир пустышек и пеленок, так что няни всегда играли особую роль в становлении монархии. В Великобритании вплоть до середины XX века тренд родительства был такой: детей растить в строгости, нежностью не баловать и не слишком вмешиваться в дела за дверями игровой комнаты.
Правнук Виктории и Альберта и отец Елизаветы II, Георг VI, имел известный речевой недостаток — заикание. О его попытках научиться говорить как диктор BBC в 2010 году даже вышел фильм с Колином Фертом в главной роли. Картины могло и не быть, если бы не няня Георга, которая отличалась крайней жестокостью: морила того голодом и всячески издевалась. Считается, что именно нанесенная в детстве психологическая травма способствовала развитию заикания у ребенка. Зато в брата Георга, будущего короля Эдуарда VIII, няня была влюблена настолько, что хотела все время держать его при себе. Доходило до того, что вечером, перед тем как отдать малыша отцу и матери, она больно щипала его, чтобы он заливался истошным криком. Встревоженные родители просили нянечку (к ее радости) поскорее унести сына в детскую. Показательно, что у родителей ушло целых три года на то, чтобы разглядеть тирана в детской, — заботы о государстве были превыше.
Кликните на фото для просмотра галереи
Елизавета II и принц Филип с детьми — принцем Чарльзом, принцем Эндрю, принцессой Анной и принцем Эдвардом
Лед тронулся
Смена вектора началась с Елизаветы II. Хотя будущую королеву и воспитывали в тех же традициях, гувернантка ей досталась на редкость чуткая. Мэрион Кроуфорд допустила ошибку лишь однажды — когда в 1949 году написала для журнала Ladies’ Home Journal статью о своем опыте работы при дворце. После публикации Мэрион подвергли остракизму и ни королева, ни другие члены семьи больше никогда не общались с ней. Так что когда Елизавета сама стала мамой, к выбору няни она подошла уже держа в голове опыт предыдущих поколений. Ее помощницы должны были отличаться профессионализмом и, как выяснилось, преданностью дворцу и лично ей. Проверить надежность гувернанток Елизавете пришлось вскоре после восхождения на престол, когда Чарльзу едва исполнилось три года, а Анне — полтора. После коронации она вместе с супругом, принцем Филипом, отправилась в полугодичный заграничный тур. Выросшая сама на руках у нянек, Елизавета не стала брать с собой в поездку детей и оставила их в Лондоне. Тест нянечки — Мейбел Андерсон и Хелен Лайтбоди — прошли. Впрочем, последняя до совершеннолетия подопечных во дворце не доработала. После восьми лет службы Елизавета уволила ее по совсем пустяковому, на первый взгляд, поводу: королева заказала Чарльзу то ли пудинг, то ли пирожное, а Хелен вычеркнула его из заказа, решив, что желудку ребенка такое совсем ни к чему. Перечить королеве? Не положено!
Ближе к народу
Настоящую же революцию произвела принцесса Диана. Вместе с принцем Чарльзом она принимала непосредственное участие в воспитании детей: супруги сами купали Уильяма и Гарри, кормили, вставали по ночам, чтобы успокоить. В 1983 году девятимесячный Уильям вместе с родителями поехал в шестинедельный тур по Австралии и Новой Зеландии. И пусть большую часть времени маленький принц проводил на арендованной ферме с няней, все же раз в несколько дней родители заезжали к нему, благодаря чему семье удалось избежать долгой разлуки. Но беспрецедентным было не это, а то, что вместе с нянями Диана и Чарльз старались работать как команда.
Первой няней принцев стала Барбара Барнс. Ее уволили спустя четыре года по причине, которая еще в начале века показалась бы просто безумной: Барбара слишком сблизилась с детьми. Диана думала, что та пыталась заменить мальчикам мать, а ведь именно так и должны были поступать гувернантки в прежние времена. Тогда пост старшей няни приняла Ольга Пауэлл, которая в будущем поможет принцам пережить развод родителей, смерть матери, а после будет писать ободряющие письма принцу Гарри во время его службы в Афганистане. Строгая няня станет главным воспитателем принцев.
Тигги Легг-Берк — еще одна гувернантка. Ее в 1993 году нанял Чарльз после развода с Дианой. В отличие от других нянь она была не еще одной воспитательницей, а скорее старшей сестрой. Таким образом, Ольга помогала принцам взрослеть и мужать, а Тигги — не сойти с ума от шумихи вокруг их разваливающейся на части семьи.
Полная перезагрузка
Герцог и герцогиня Кембриджские — представители нового поколения правящей династии. Они изначально были намерены совмещать исполнение королевских обязанностей с личным и притом активным участием в воспитании детей. Для нас обоих как для родителей очень важно, чтобы Георг рос в условиях реальной жизни. Я не хочу, чтобы он взрослел за глухими стенами дворца. Медиа, конечно, усложняют задачу, но я буду сражаться за то, чтобы мои дети жили нормальной жизнью,- рассказывал Уильям британскому Q в 2017 году.
Кликните на фото для просмотра галереиГерцогиня Меган и принц Гарри с новорожденным сыном Арчи в Виндзорском замке, 8 мая 2019 года
И его слова не расходятся с делом: Георг ходит в пусть и престижную, но все же самую обычную школу, Шарлотта — в детский сад; Луи еще мал, но, повзрослев, тоже не будет сидеть на домашнем обучении, как многие предшествующие ему поколения монархов; даже няня на троих детей всего одна, но и она — не третий родитель, а помощница, совмещающая должности няни и горничной. Уже несколько лет эти обязанности исполняет испанка Мария Тереза Туррион Борральо. Она заступила на службу, когда Георгу исполнилось восемь месяцев. И уж кто-кто, а Мария Тереза вполне могла бы снять с плеч Уильяма и Кэтрин всю заботу о детях: Борральо — выпускница колледжа Норланд, школы «элитных Мэри Поппинс». Женщин, а с недавнего времени и мужчин там три года обучают не только стандартным предметам вроде педагогики, психологии и диетологии, но и более специфическим дисциплинам вроде экстремального вождения, самообороны, ухода за ребенком во время перелета на частном джете, протоколу действий, если ребенка похитили. Несколько лет назад к учебной программе прибавились уроки по террористическому противодействию и кибербезопасности — своей, подопечного и его семьи. А главный принцип воспитания норландской няни — ребенок должен расти в обстановке любви и ласки, никаких щипков и шлепков. Ольга Пауэлл, к слову, тоже была выпускницей Норланда, как и гувернантки детей Елизаветы II, — результат налицо.
Что до Меган и Гарри, то они, взяв на вооружение опыт (и набитые шишки) предшествующих поколений, ищут не гувернантку, а скорее сиделку. Правда, пока успеха в этом деле не добились. На прошлой неделе у Арчи появилась новая няня, третья по счету — предыдущие уволились, не проработав и месяца. Известно, что они не жили в резиденции с герцогом и герцогиней, не работали по выходным, а приходили на помощь только в экстренных случаях, — Меган, выросшая в обычной американской семье, привыкла все делать сама. О новом претенденте не известно ровным счетом ничего: перед приемом на работу все няни подписывают соглашение о неразглашении, так что личность гувернера или гувернантки мы не узнаем по крайней мере до тех пор, пока он или она не начнет сопровождать Арчи на публичных мероприятиях. А случиться это может уже осенью — в октябре у Гарри и Меган запланирован тур по странам Африки. Арчи, которому к тому времени исполнится пять месяцев, отправится в поездку с ними. Тогда мы, может, и познакомимся с новым членом семьи Сассекской — няней нового поколения Виндзоров, а заодно узнаем, какую очередную революцию подготовила для британской монархии Меган.