Почему произвести первое впечатление очень важно
Попробуйте вспомнить свой самый яркий отпуск, поездку, путешествие. Закройте глаза: шум волн, гул улиц, шорох песка под ногами, звон бокалов, стрекочущие цикады, ветер, касающийся вашей кожи и теребящий ваши волосы…Все это — послевкусие, то ощущение, которое остается у вас, когда само событие осталось в прошлом.
С людьми все то же самое — любой человек оставляет то самое послевкусие, причем в одних случаях оно похоже на дорогой изысканный напиток, а в других — на сок из картонной коробки. Это то ощущение, с которым вас будут вспоминать, когда кто-нибудь в разговоре упомянет ваше имя.
Можно вспомнить известную цитату, что у вас «не будет шанса произвести первое впечатление во второй раз». Но давайте копнем немного глубже: первое впечатление — фундамент вашей репутации, личного бренда и вашего успеха.
Сегодня производить первое впечатление приходится не только при личном общении. Современные реалии таковы, что в социальных сетях мы ежедневно «встречаемся» с сотнями людей — реализовать такое в реальной жизни невозможно. Произвести первое впечатление — значит запомниться словом, жестом, манерой и подачей информации, донести определенные ценности и попасть в сердце своей аудитории.
Что такое эффект ореола и как он работает
Первое впечатление — не про одежду, как ошибочно принято думать. В психологии существует понятие гало-эффекта или эффекта ореола. Когда вы появляетесь в новом пространстве перед новыми людьми, то ваш образ считываются и «дорисовывают» по определенным характеристикам.
Например, человек заявляет, что он коуч-миллионер, но предстает перед своими собеседниками в стоптанных ботинках или мятом пиджаке, который совершенно точно не сделан изо льна, что оправдывало бы его помятость. Или же говорит, что он эксперт с огромным опытом выступлений, но в его речи много мычания и слов-паразитов.
Эффект ореола помогает сэкономить время и быстро понять, кто перед нами. Мы с первого взгляда что-то чувствуем, что-то понимаем о человеке, навешиваем на него ярлыки и двигаемся дальше. С одной стороны, это плохо, так как высококлассные эксперты и профессионалы в своей области из-за неумения себя подать могут производить антивпечатление.
С другой стороны, гало-эффект можно заставить работать на себя. Мы знаем, что люди привыкли больше доверять уверенным, глубоким, сильным голосам. Это значит, что нужно поработать над речью, чтобы звучать убедительнее. Не играть в кого-то и не притворяться, а настроить свой голос и раскрыть его резервы.
Еще один момент: если известно, что в том или ином обществе принято читать определенные книги или использовать те или иные речевые выражения, то это культурное поле необходимо учитывать.
Как нас воспринимают незнакомые люди?
Когда вы появляетесь в поле зрения новой аудитории, то люди считывают информацию о вас в четырех направлениях:
· визуальное — то, как вы выглядите, насколько вы вписываетесь в мероприятие и соответствуете аудитории. Женщины скорее будут обращать внимание на бренды, мужчины — на детали, например, на обувь или часы.
· аудиальное — то, как вы говорите говорит, как звучит ваш голос — сила звучания, интонации, подача, то, как вы строите предложения. Женщины, например, по одному слову «привет» отличат маменькиного сынка от альфа-самца. Мы воспринимаем голоса на животном уровне, так как голос гормонозависим. Чем больше тестостерона, тем ниже будет голос, а тот, у кого много тестостерона — силен, уверен в себе, здоров. Это справедливо как для мужчин, так и для женщин.
· смысловое — то, что именно вы говорите, насколько вы созвучны с аудиторией и соответствует ли ваша информация ценностям ваших слушателей. Перед любой встречей стоит узнать, что это будут за люди и о чем с ними можно и нужно говорить, чтобы впечатлить их.
· Эмоциональное — зависящее от совокупного действия всех факторов, которое и определяет, будут ли собеседники с вами общаться дальше.
Что портит впечатление?
Есть несколько факторов, присутствие которых может серьезно испортить впечатление. Вот лишь некоторые из них.
· Несоответствие образа и ситуации: в одежде или в речи, например, использование «крепких» словечек в той аудитории, где это не принято. Так вы сразу теряете баллы, дешевеете как эксперт, а на то, чтобы восстановить это доверие, уйдет немало времени и сил.
· Суетливые жесты, когда вы в прямом смысле не знаете, куда себя деть.
· Отсутствие визуального контакта и бегающий взгляд: людям очень важно, чтобы с ними разговаривали, а не выступали перед ними и не читали им доклад.
· Торопливая речь: если вы волнуетесь и начинаете тараторить, то начинаете допускать в речи очень много ошибок. Кроме того, голос может начать звучать высоко — а такой голос ассоциируется с «маленькостью» и неуверенностью.
Какие распространенные ошибки допускают люди, пытаясь понравиться?
Стараться понравиться — это и есть самая распространенная ошибка. Лучше настроиться и попробовать, как бы сложно это ни было, получить удовольствие от процесса и взять от этого выступления, встречи или знакомства, максимум.
Для этого выберите наряд, в котором вы классно себя чувствуете. Отрепетируйте свою речь, если есть такая возможность, чтобы просто услышать, как она будет звучать. Подумайте, какое бы вы хотели произвести впечатление, и немного поиграйте, войдите в роль персонажа, который вам близок и интересен, например, киноактера. Побудьте немного Мэрилин Монро или, например, Мэрил Стрип, примерьте на себя этот образ, подумайте, как вы в нем поступили бы в той или иной ситуации. Это изменит ваше отношение к себе и даст вам новый опыт. Другим человеком вы, конечно, не станете, но сможете зарядиться энергией выбранного персонажа — это здорово помогает.
Еще одна распространенная ошибка — перетягивать одеяло на себя. Быть агрессивным, быть навязчивым, начинать продавать что-то с первых слов. Кроме того, когда человек очень хочет понравиться, то это довольно заметно по заискивающему тону, торопливости и другим признакам — аудитории это обычно «не заходит», такое поведение отталкивает. Другие популярные ошибки — неуверенность в работе тела, зажевывание звуков, заикание при подборе слов, которые должны «всех поразить».
Моя простая рекомендация: старайтесь разговаривать с аудиторией. Чем понятнее вы будете говорить, тем правильнее. Не нужно поражать слушателей и использовать сложные слова и обороты, если вы видите, что это не в ходу в той компании, куда вы попали.
Что нужно делать, чтобы люди начали испытывать симпатию?
Первое – внимательно слушать и задавать вопросы. Существуют закрытые вопросы, на которые можно ответить однозначно только «да» или «нет», и открытые, ответ на которые может быть довольно пространным — почему? как ваши дела? как вы себя чувствуете? Такие вопросы располагают к продолжению диалога.
Второе — называйте собеседника по имени, это помогает наладить контакт, так как человеку обычно очень приятно слышать, когда произносят его имя.
Третье — улыбка. Существует даже понятие «говорение на улыбке»: уголки губ немного приподняты, что делает голос более объемным, а саму речь — более доброжелательной.
Умение располагать к себе незнакомых людей с первых минут — это навык, который опирается на внутренний человеческий базис. Если у человека сложности с самооценкой, он страдает от синдрома самозванца, то производить впечатление ему будет очень сложно. Всегда полезно разобраться в себе, понять свою ценность и сильные стороны. После того, как вы станете наивысшей ценностью для себя, то вы подавать и нести себя будете не навязывая, а с гордостью и любовью, показывая, что знакомство и общение с вами для людей действительно будет полезно и может даже изменит их жизнь.