Дмитрия Хворостовского не стало два года назад. В сентябре в Красноярске открыли памятник золотому баритону России. На открытие прилетела семья Дмитрия — родители, а также его жена Флоранс, дети Максим и Нина. «Комсомолке» удалось побеседовать с ними накануне их отлета в Лондон, где живут близкие артиста.
«Слез уже не осталось»
— Флоранс, вам понравился памятник?
— Памятник делал красноярский скульптор Владимир Усов. Однажды он встретился с нами и показал эскиз. Нам все сразу понравилось. Особенно родителям. Владимир Ильич работает в Москве, родители Димы тоже живут здесь много лет. Они приходили смотреть, как продвигается работа. Получилась удивительная скульптура, фигура Дмитрия будто в движении — впечатление, будто он выходит на сцену к публике.
Вообще я тронута, как в России относятся к памяти Димы. В Красноярск мы летели на самолете «Дмитрий Хворостовский». Приземлились в аэропорту под названием «Дмитрий Хворостовский». В Красноярске его имя носят театр оперы и балета и набережная.
— До слез трогательно!
— Ну, слез у меня уже не осталось после всего…
Любовь с первого взгляда
— Вы были успешной оперной певицей. Как решились бросить музыку?
— Очень просто, я встретила свою любовь. И захотела всю жизнь посвятить мужу. Мы познакомились в Женеве. Он приехал репетировать «Дон Жуана». Дима сказал, что влюбился в меня с первого взгляда. Я тоже с первой секунды поняла, что это мой человек. У нас была очень красивая история любви.
— Дмитрий говорил, за что он вас полюбил? Вокруг него всегда было много женщин, но он выбрал вас.
— Да, всегда много… Меня за что? За красоту! Это не мои, это его слова. Я часто вспоминаю, как он стоял, облокотившись о стену, и говорил: «Я такой красоты никогда не видел». Дима красиво ухаживал. И всю жизнь, все двадцать лет смотрел на меня влюбленными глазами, как в первый день знакомства… Выходя на сцену, всегда искал меня в зале. Я видела, как он шепчет: «Где Флоша?»
— Вы могли себе представить, что окажетесь замужем за русским?
— Никогда! Я родом из Женевы. Вокруг много французов, итальянцев, немцев… Он тоже такого никогда себе представить не мог. Сибиряк — и тут я! Но все вот так получилось. Главное мое сокровище — наши дети. Они — моя сила и поддержка во всем.
Памятник артисту создал скульптор Владимир Усов.Фото: Мария ЛЕНЦ
— Общаетесь с детьми Дмитрия от первого брака?
— Да, с Даней и Сашей дружим. Мы близкие люди. Им сейчас по 23 года (они близнецы. — Авт.), заканчивают университет. А Маша (дочь первой жены Дмитрия Хворостовского, удочеренная им. — Авт.) несколько дней назад родила второго ребенка.
— Из чего сейчас состоят ваши лондонские будни?
— Теперь это дом, дети, их воспитание. Занимаюсь спортом. Хожу в спортзал, чтобы держать себя в форме. У меня две собаки, я гуляю с ними. Первая — породы помски, по кличке Коко. Мы взяли ее сразу после того, как ушел Дима. Решили, что так будет лучше. Она дает много приятных эмоций, любви. А другая — маленькая черная собачка Кики — появилась у нас в день рождения Нины, 8 июля. Кстати, так получилось, что все дети Димы Раки по гороскопу.
«Дома говорим на трех языках»
— Считается, что у россиян и европейцев разный менталитет. Вы помните, что вас поразило в нашей стране?
— Дмитрий был моим мужем, а про всех судить я не могу. Про него скажу. Меня поражала его железная воля. Он стремился сделать как можно больше, и у него всегда было хорошее настроение. Вообще он был такой… боец! А, вот вспомнила, что меня поразило в России, когда я в первый раз приехала. Люди не улыбались совсем. Потом я поняла, что это в первое мгновение, после видишь искренние улыбки. Я очень люблю Россию и русский язык. Потому я его быстро выучила.
— Ваш дом — гостеприимный?
— Да, мы любим гостей. Максим и Нина обожают, когда у нас много народа на Новый год. Я люблю готовить пасту, ризотто… После ухода Димы друзей меньше не стало. Нас все поддерживают.
— Вы научились готовить русские блюда?
— Да, блинчики! Ведь это был любимый завтрак Димы!
— А пельмени?
— Да, лепили! Сама я, правда, не умею, под руководством делала. Мы жили три месяца в Сан-Франциско и вместе с Дмитрием их лепили. Когда мы в России, дети готовы все время есть одни пельмени.
— Дома сейчас разговариваете по-русски?
— Да, мы говорим на трех языках: русском, английском, французском.
— Вас, наверное, часто об этом спрашивают: книгу написать не хотите?
— Думаю, книга будет. Еще есть идея фильма. Но пока это все в мыслях.
Дмитрия Хворостовского не стало два года назад.Фото: СОЦСЕТИ
ПРИЗНАНИЕ
Дочь артиста Нина: Мечтаю петь, как папа
— Вы бы хотели, чтобы дети тоже посвятили себя музыке? — спрашиваю Флоранс.
— Да, конечно. Но главное, чтобы детям самим хотелось. Сейчас они увлечены. Нина давно занимается музыкой. А Максим начал недавно. Он постоянно, с утра до вечера слушает и сам играет.
К беседе подключаются дети.
— Я играю на гитаре, на клавишных и пою, — рассказывает Максим. — Пробую писать музыку в стиле джаз, блюз, рок. Вот только оперу я не могу петь.
— Обожаю музыку, — говорит Нина. — Играю на скрипке, пианино, пою. Еще танцую и занимаюсь актерским мастерством. Но больше всего люблю петь — блюз, классику. Мечтаю петь, как мой папа!
— Знаю, вы часто бываете в Красноярске. Нравится там?
Максим:
— Очень нравится. Там красивая природа. Мы общались с родственниками, гуляли по городу, ходили в баню, были на Столбах (в горах. — Ред.), в музее, где собрана коллекция, посвященная папе.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Друзья продолжат добрые дела
— Благотворительный фонд Дмитрия Хворостовского 21 октября устраивает концерт «Дмитрий Хворостовский и друзья — детям» с участием звезд мировой оперы.
— Да, после ухода Димы организован благотворительный фонд его имени. И мы продолжаем его дело. На этот раз выступят Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Ильдар Абдразаков, Лука Сальси, Катя Губанова. Они исполнят известные оперные арии, дуэты. Нелегко было собрать таких звезд вместе. Я очень хотела, чтобы Анна и Юсиф участвовали. Они дружили с Димой, Анна поддерживала его во время болезни. Все артисты выступят бесплатно, без гонораров. Вырученные деньги пойдут на лечение онкобольных детей (по словам представителей Русфонда, сотрудничающего с фондом Хворостовского, на предыдущих концертах было собрано почти 52 млн рублей. Удалось помочь 121 ребенку. — Ред.).
СПРАВКА «КП»
Первый брак Хворостовского с балериной Светланой Ивановой был неудачным. Несмотря на то что Дмитрий перевез жену в Англию, где она родила близнецов Данилу и Сашу, их семейная жизнь стремительно разваливалась. В 1999 году Хворостовский встретил 29-летнюю итальянку с французскими корнями Флоранс Илли и сразу влюбился. Артист подал на развод со Светланой в 2001 году, бракоразводный процесс продлился несколько лет. В 2003 году у Дмитрия и Флоранс родился сын Максим, в 2007-м на свет появилась дочь Нина.