Чтобы увидеть Тихий океан, нужно восемь часов лететь из Москвы на самолёте, больше суток идти по морю, ночуя в спортзале морского буксира рядом с машинным отделением, и перейти с одной стороны курильского острова Симушир на ту, что омывают воды океана. Но, поверьте, это того стоит. Подробнее в репортаже корреспондента aif.ru.
Содержание статьи
Необитаемый обитаемый остров
Ночь где-то посреди Охотского моря между Сахалином и Курильской грядой сопровождается шумом машинного отделения буксира «Андрей Степанов». Спать приходится на спортивных матах прямо в спортзале. К слову, очень удобно, ведь когда ранним утром тебя будит из колонки строгий голос, призывающий не пропустить завтрак, то можно начать день с зарядки и турника.
На соседних матах расположились коллеги из другого федерального СМИ, а оставшимся представителям федеральных телеканалов и информагентств пришлось ютиться в медицинском отделении этажом выше. Нам, журналистам, не привыкать. Да и чего не сделаешь, чтобы добраться на край земли русской ради отличного материала.
Путь держим от порта Корсаков, что на Сахалине, до необитаемого острова Симушир — одного из самых интересных мест на Курильской гряде. Необитаемым остров сейчас можно назвать лишь условно. Вот уже несколько недель на Симушире трудятся волонтеры-ученые в рамках долгосрочной комплексной экспедиции «Восточный бастион — Курильская гряда», организованной Русским географическим обществом и Экспедиционным центром Минобороны России.
По словам главы экспедиционного направления департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергея Чечулина, основная цель исследования — это сбор данных для дальнейшего анализа экономическо-социального развития этих территорий. Остров Симушир сейчас — непаханое поле для океанологов, орнитологов, ботаников, геологов и историков.
Лисицы для японских воротников
Об этой земле ходят легенды. Одна из них — это якобы существовавшая здесь в советские годы база подводных лодок. Она даже обозначена на картах Google, но, как с уверенностью говорит нам руководитель поискового направления РГО Игорь Самарин, база была лишь в планах советского руководства. С приходом смутных 90-х годов эти планы рухнули. Как постепенно рушится и остальное советское наследие острова.
С берега живописной бухты Броутона открывается вид на раскиданные повсюду остатки военной техники, бочки из-под топлива и ржавеющие ангары. Вдали на склоне расположились ветшающие дома, служившие постояльцам военного гарнизона казармами, жильем и местом для досуга. На Симушире даже животные носят на себе следы человека.
«В 1916 году японцы, которые тогда размещали свой военный контингент на острове, озаботились разведением нескольких видов лисиц для нужд своей армии, — рассказывает Игорь Самарин. — От лисиц японцам нужны были лишь хвосты, чтобы оторачивать воротники офицерских шинелей. Для этого в разных частях Симушира построили фермы, где разводили чернобурок, песцов и красных лис».
Когда же японцы покинули остров, то животные перемешались между собой и сейчас больше похожи на мелких дворняг. Одна из таких лисиц встретила нас сразу же после высадки на берег бухты и, ничуть не боясь людей, выпрашивала что-нибудь съестное.
От японцев на острове остались не только причудливой расцветки лисицы. На берегу бухты можно найти и остатки бетонных укреплений японской армии. Они должны были служить для встречи советского десанта в период Второй мировой войны. Впрочем, в силу не самой приятной ситуации, сложившейся для Японии в те годы, так и не были задействованы. Но самое «вкусное», что оставили после себя японцы на острове — это истребитель, упавший в 40-х годах где-то в предгорьях вулкана Уратман. Его-то мы и отправились искать на следующий день вместе с историками и толпой журналистов.
Самолет-призрак и восставшая «мотолыга»
«У нас есть предполагаемое место, где мог упасть самолет. Дело в том, что еще жители военного гарнизона в 90-е годы посещали его. Были даже фотографии. Но точных координат не осталось. Есть лишь приблизительные данные, и они гласят, что японский истребитель упал в районе вулкана Уратман. Спустя годы там уже все заросло кустарниками, поэтому будем исследовать местность сверху с помощью беспилотников», — говорит Игорь Самарин.
До места высадки идти пешком в гору несколько часов, поэтому грузимся в гусеничный МТЛБ. Потрепанная на вид машина неплохо тянет ношу в виде десятка журналистов. Места в кузове на всех не хватает, поэтому я наблюдаю красоты острова Симушир с крыши кабины «мотолыги». Как потом рассказал мне водитель этого чуда советской техники, машина простояла здесь с 90-х годов. Когда на Симушир стали заглядывать экспедиции ученых и военные, то машину восстановили, и она бороздит просторы острова ничуть не хуже новенькой техники, завезенной сюда недавно.
Пока «мотолыга» тянет нас куда-то в горы, кряхтя выхлопной трубой, перед глазами открывается великолепие Симушира — бухта Броутона во всей ее красе, гладь Охотского моря и размытые силуэты близлежащих островов Курильской гряды.
На стыке Японии и Камчатки
К слову, флора на Симушире представлена в разы богаче фауны. По словам старшего сотрудника ботанического сада РАН Алексея Кабанова, на острове сходятся два типа флоры — южная японская и северная камчатская. «Здесь можно найти и те, и те растения, и это интересно. Из-за особенностей почвы виды растений, которые есть в Европе, здесь значительно выше. А вот рябина, береза или ольха, которые привычны глазу европейца, как достаточно высокие деревья, здесь очень низкие», — говорит ученый.
Растительность тут и вправду выглядит фантастической. Громадные лопухи, словно из фантастического кино про остров, где обитал Кинг-Конг. Каменные березы, будто прижатые тяжким грузом к земле, и расползающиеся по вершинам холмов хвойные деревья.
Несколько часов активных полетов квадрокоптера, к сожалению, не дали результатов. Растительность Симушира тщательно скрывает секреты острова. С воздуха найти японский истребитель исследователям не удалось. Это открытие еще впереди, как и многие другие, уверены исследователи. Впрочем, и текущая экспедиция принесла серьезные результаты.
«Симушир когда-то был заселен — здесь стояли российские военные и располагались научные станции. Мы считаем, что возобновление научного и военного присутствия в центральной части Большой Курильской гряды имеет для страны стратегическое значение. Поэтому мы будем рекомендовать восстановление той инфраструктуры, которая была на острове до 1994 года», — поделился планами Русского географического общества Сергей Чечулин.