В этом году участникам фильма «Рожденные в СССР» исполняется 40 лет. В начале 90-х режиссер Сергей Мирошниченко выпустил первую серию документального фильма, где собрал 20 девчонок и мальчишек 1983 года рождения с разных концов СССР, чтобы потом возвращаться к их судьбам каждые семь лет.
Содержание статьи
«Мама позвала меня во сне»
В первом выпуске миллионам телезрителей запал в душу детдомовец Андрей Юдин. Режиссер не просто так выбрал его из тысяч других. Была в нем такая детская искренность и чистота души, что забыть Андрея было очень трудно. Вот он рассказывает, что и мама, и папа у него умерли. А ведь семья была благополучной, отец работал инженером. Мама умерла, когда ему было два года, он ее совсем не помнит. Но однажды во сне он услышал ее голос, она звала сына: «Андрей!» Мальчишка говорил об этом с улыбкой вперемежку с болью. В глазах блестели слезы, он очень старался, чтобы они не покатились по щеке. И они не покатились.
Спустя семь лет слезы также будут стоять у него в глазах. Он запрокинет голову, чтобы их удержать. Но они покатятся. Местом действия будут уже США. В эту страну он переехал после усыновления. Но если в родном Иркутске вместе с болью в его глазах сверкало жизнелюбие, чувствовалась в нем энергия — отсюда и застенчивая улыбка, которая не сходила с лица, даже когда он говорил об очень грустных вещах, то в Америке его взгляд потух. Как оказалось, там его ждали новые мытарства, которые он совсем не заслужил.
Оставил детдомовцам королевский подарок
Но вернемся к началу истории. В первой серии режиссер задает мальчику различные вопросы. Например, есть ли у него семья? Андрей отвечает, что его семья — это бабушка и старший брат. На вопрос, хотел бы он в будущем иметь много денег, он не задумываясь отвечает: «Неа, я не хочу быть богатым». И чувствуется, что он не лукавит. К слову, в Америке его главным богатством будут две фотографии — там, где он на руках у еще живого отца, с бабушкой и старшим братом. Когда в 14 лет он будет уезжать в Америку, то снимет с книжки все причитающиеся ему от государства деньги, которые поступали туда семь лет, и купит на них телевизор и видеомагнитофон для ребят в свой иркутский детский дом. В конце 90-х это был королевский подарок от «доброго мальчика Андрея», как окрестили его зрители. Себе мальчик не оставил ни копейки. А еще раньше, сразу после выхода первой серии, со всех концов страны в Иркутск в детский дом, где жил Андрей, стали присылать велосипеды. Он в фильме обмолвился, что мечтает о велике.
Съемки эпизодов для второй серии «Рожденных в СССР» проходили в кафе. Приемная мать Андрея не разрешила съемочной группе приехать к ним домой. Андрей будет сбивчиво рассказывать про отца и маму — да, он называл приемных родителей именно так. Но очень скоро его новоиспеченная американская мама заявила, что мальчика следует устроить в другую семью, либо пусть он возвращается в Россию. Парень был не против вернуться домой. Единственное, что его удерживало, — добрые отношения с приемным отцом Грегом. Он даже язык английский умудрился выучить за полгода, чтобы иметь возможность разговаривать с родителями. Но разговаривать с ним оказался готов только Грег.
В 28 лет он отказался сниматься дальше
Режиссер Мирошниченко обходит вопрос, почему же американская пара, которая добилась усыновления Андрея, увидев его в фильме, так некрасиво себя повела. Да и как бы мальчик вернулся в Россию? Кто бы повез его, 14-летнего, обратно через океан, кто купил билеты? Явно его новая американская семья не собиралась утруждать себя подобными вещами. В итоге мальчика передали на усыновление другой американской паре.
В следующий раз Андрей появился на экране спустя еще 7 лет, ему исполнился тогда 21 год. Он по-прежнему был в США. Про американских родителей ничего вразумительного не прозвучит. Юноша скажет, что хочет заняться компьютерными технологиями и с их помощью помогать беспризорным детям. И что его старший брат умер. «Как и все», — горько добавит Андрей. С ним по-прежнему будет фотография, где он с бабушкой, отцом и старшим братом в Иркутске. Но в его глазах уже нет того блеска, который покорил миллионы людей.
После выхода третьей серии зрители с тревогой писали комментарии в соцсетях, задавали вопросы: что сделала Америка с этим жизнерадостным мальчишкой? Ответов не было. Искренность и открытость Андрея, которые оставались в нем еще в 14 лет, исчезли. Кто знает, какие разочарования в людях ему пришлось пережить, прежде чем его взгляд потух. Спустя еще семь лет 28-летний Андрей отказался сниматься вообще. Он лишь сделал короткое заявление: «Мне надо разобраться в самом себе».
Тогда в соцсетях поднялась волна сочувствия к Андрею. Было очевидно, что он просто не хочет выплескивать на экран все то, что с ним произошло в Америке.
Следов Андрея в Америке не удается отыскать
Российские зрители хотели найти Андрея, чтобы протянуть ему руку помощи. Но никому не удалось найти ни его адреса в Америке, ни страницы в соцсетях, не помог и режиссер Сергей Мирошниченко. Неравнодушные люди, которые переживали за Андрея, даже обратились в передачу «Жди меня». Тщетно. Следы «доброго мальчика Андрея», как называли его зрители после первой серии, словно испарились.
Его до сих пор пытаются найти. Обсуждают возможные версии исчезновения Андрея и то, почему переезд в Америку, по сути, его сломал. «Он оказался слишком русским для Америки. Помните, как в детстве Андрей сказал, что не хочет быть богатым. А американская мечта именно в этом и состоит — стать обладателем крупного состояния. У русских другой менталитет. Жаль очень, что отдали его какой-то паре странной, которая от него в итоге так быстро отказалась. Утверждали же, что, мол, там рай земной. Вот мы увидели, как он плачет в этом раю. Прости нас, Андрей! Дай Бог, чтобы ты был жив, здоров и смог бы приехать на Родину», — написал один из комментаторов в Сети.
Режиссер Сергей Мирошниченко все последние годы никак не комментировал ситуацию с Андреем. Известно, что в работе у него сейчас находится серия, где его героям по 35 лет. Работа над ней затянулась из-за пандемии и нехватки средств.
Пока неясно, будут ли там новости о Юдине. В чем-то Андрей повторил судьбу своей Родины. Наша страна в 90-е была очарована Америкой, верила ее красивым словам и обещаниям, распахнула ей свои объятия с детской искренностью, не ожидая удара. Что было дальше, мы все прекрасно знаем. Потому и тревожно соотечественникам за Андрея. Потому и пишут они: «Главное — пусть он будет жив и здоров! И пусть он знает, что здесь его помнят и любят, здесь он — родной».