Майя Плисецкая прожила яркую и долгую жизнь. В возрасте 89 лет звезда балета скончалась в Мюнхене от инфаркта миокарда 2 мая 2015 года. Она успела написать три книги мемуаров. Ее муж, композитор Родион Щедрин, до сих пор вспоминает в интервью, с какой удивительной женщиной он жил более 50 лет.
Плисецкая родилась в Москве, но потом ее отца Михаила перевели работать в Шпицберген. Однако в конце 30-х годов XX жизнь Майи перестала быть счастливой и беззаботной. Ее папу арестовали и расстреляли в 1938 году, а мать вместе с младшим братом Майи Азарием отправили в лагерь жен изменников родины. Самой будущей звезде повезло больше. Ее удочерила тетя по материнской линии Суламифь Мессерер. Она впервые показала Майе балет, так как преподавала этот вид искусства. Плисецкая была крайне заинтересована. Незадолго до восьмого дня рождения девочку отдали учиться танцевать.
В СССР шла война, а маленькая Майя готовила первый номер. Она танцевала на сцене в Свердловске миниатюру «Умирающий лебедь». Тетя сделала номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны.
В 1943 году Плисецкая окончила хореографическое училище, и ее взяли танцевать в Большой театр. Балерина отличалась выразительной пластикой и даже создала особый прыжок «кольцо». В общей сложности, на сцене Майя протанцевала более 40 лет. Но даже в преклонном возрасте она периодически участвовала в постановках.
Неудачный брак
Майя была эффектной женщиной, над которой, казалось, время невластно. Рыжие от природы волосы, стройная фигура, невысокий рост и потрясающая пластика… У нее были романы в театре. Вячеслав Голубин, с которым танцевала Майя, стал ее первой любовью. Но на одной из репетиций она сломала ему нос. Больше в паре они не выступали.
«Он стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. 30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры», — писала балерина в мемуарах «Я, Майя Плисецкая».
По меркам того времени, Плисецкая поздно вышла замуж. И первый брак оказался неудачным. Они зарегистрировали отношения с Марисом Лиепой в 1956 году. Но прожить вместе смогли лишь три месяца. Они познакомились в Большом театре во время фестиваля латвийского искусства. Майю привлек холеный европейский парень.
«Для нас замужество Майи стало полной неожиданностью. Не предупредив никого, они с Марисом расписались в районном ЗАГСе. После регистрации Майя привела новоиспеченного супруга к нам домой и объявила маме:
— Мы с Марисом поженились.
— Ну, с этим не поздравляют, — вскользь обронила мама, которой с самого начала было понятно, что этот брак долго не продлится.
Так и случилось. Майя с Марисом не ссорились, не колотили тарелки, просто очень скоро осознали, что не подходят друг другу. Официально их брак просуществовал около трех месяцев, но совместная жизнь продолжалась не больше пары недель», — писал брат Майи Азарий.
Любовь длиною в полжизни
Майя Плисецкая встретила юного композитора Родиона Щедрина на вечеринке у Лили Брик. Однако они друг другу тогда не понравились. Поговаривают, что это связано с излишне острым языком балерины, которая отпускала резкие комментарии в адрес молодого человека. Лишь через три года они начали встречаться.
В начале их отношений Майю ждало испытание. Она отправилась с Щедриным в отпуск в Карелию, где он рыбачил. Ей пришлось терпеть все прелести жизни в лесу. Дальше возлюбленные отправились в путешествие на машине в Сочи, во время которого они много обсуждали музыку, танцы и будущую совместную работу. Тогда Майя поняла, что беременна, но ребенка оставить не решилась, несмотря на уговоры Родиона. Они поженились 2 октября 1958 года. Этот брак помог балерине избежать дальнейшего преследования КГБ, агенты которого за ней следили. Это произошло из-за ее излишних контактов с иностранцами.
«Сегодня признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала — власти меньше терзать меня будут, если замужем. Об этом не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила — выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали…» — писала Майя в автобиографии.
Щедрин создавал музыку для постановок, в которых принимала участие Майя. Балерина всегда отзывалась о супруге с любовью и почтением.
«Когда я впервые увидела его — ему было 22 года. Он был красив и неординарен! Он замечательно играл в тот вечер: и свои вещи, и Шопена. Играл так, как я никогда в жизни не слышала. Знаете, в искусстве маленькая капелька порой решает все. Вот он на капельку оказался вдохновеннее, выше других музыкантов
А еще он был естественно элегантен. Джентльмен от природы. Он удержал меня на плаву. Родион писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных», — делилась Плисецкая.
Щедрину удавалось мириться с непростым характером Плисецкой. Она могла поругаться с мужем, но быстро отходила от ссор. Композитор окружил любимую женщину вниманием и заботой: он преподносил ей цветы, но лучшими подарками всегда были произведения, написанные для нее. Бриллианты балерину так не прельщали.
Как признавалась позднее Плисецкая в интервью, Щедрин никогда не давал поводов для ревности, хотя он был эффектным и статным мужчиной. Она посвятила много времени мужу и восхваляла его музыку, хотя не могла понять, как же он создает эти гениальные произведения. «У каждого человека свои недостатки. А у него их нет. Честное слово. Потому что он особенный. Потому что он гений. Я вообще думаю, если б наша встреча не состоялась, меня могло б давно уже на свете не быть», — говорила Майя Михайловна.
Плисецкая искренне восхищалась мужем. Поскольку Щедрин слишком любил родину, во времена советской власти он не осмелился уехать. Майя, повидавшая много стран по работе, это прекрасно понимала. Только когда СССР распался, Щедрин и Плисецкая уехали на постоянное место жительства за границу. Они первыми получили литовские паспорта, так как у них была дача неподалеку от Тракайского замка, но жили в Мюнхене. Майя Михайловна поехала в Германию, потому что у ее супруга было там музыкальное издательство. А она была готова пойти на многое ради работы и таланта Щедрина. Квартиру они снимали, свое жилье покупать не планировали.
Родион Константинович признавался в интервью, что был счастлив провести более 50 лет рядом с великой женщиной: у них была сильная любовь, а также взаимопонимание в работе.
«Я бесконечно рад тому, что моя жизнь — жизнь счастливого человека. У меня была великая жена, с которой у меня были исключительные отношения. Мы понимали друг друга с полуслова. Я отношу это главным образом к ее характеру, к ее терпимости. Я был счастлив с ней безмерно, бесконечно. Мне с ней было всегда интересно. Каждая минута была наполнена тем или иным событием. И конечно, на творчестве это не могло не сказаться. Мы друг друга обогащали и человечески, и, наверное, каждый в своей профессии. Так сложилась жизнь», — говорил журналистам Щедрин.
До того, как уйти из жизни, Плисецкая оставила завещание, в котором она отметила, что хотела бы воссоединиться с супругом.
«Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — написала Плисецкая.
По материалам мемуаров Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», книги Азария Плисецкого «Жизнь в балете. Семейные хроники Плисецких и Мессереров» и интервью Щедрина sobaka.ru