Их с трудом можно собрать в одном пространстве, ведь драматургическое правило триединства (времени, места и действия) явно не для этих девушек. У кого-то съемки и скорая командировка в другую страну, кто-то может подъехать лишь к вечеру, после репетиции нового спектакля. Две Полины, Софья, Таисия и Дарья исправно позируют перед камерой и с легкостью вживаются в предложенные фотографом роли — то сценаристов, которых посетила муза, то зрителей, увлеченных просмотром фильма. В общем, без слов дают понять, что на них, этих героинях с богатым бэкграундом и перспективным завтра, природа не отдыхает.
Софья и Таисия успешно совмещают съемки в кино с постоянной работой в театре. Полина же пока не прикреплена ни к какому театру, но очень хотела бы работать в «Гоголь-центре».
(Полина Ауг: блуза, Valentino; брюки, Dolce&Gabbana; ремень, Ralph Lauren, ботинки, Chloe; серьги, Jacob&Co.; кольцо, MIMI. Софья Ардова: блуза, юбка, Valentino; ботинки, Celine; серьги, David Yurman; очки, Dior. Таисия Вилкова: блуза, пальто, Valentino; брюки, Chloe; серьги, MIMI)
Дело не в мифическом «творческом ДНК», которое проявилось в каждой из них в момент появления на свет, и не в преемственности поколений, о которой в связи с их родословной не рассуждал лишь ленивый. Скорее, в контексте, в который они попали по праву рождения, — и в том, как они им воспользовались. Дочери известных актеров и актрис, они в какой-то момент рискнули выбрать ту же профессию, что и родители. И теперь представляют собой новый мир российского кино и театра — самодостаточный, свободный и невероятно разный.
В процессе нашей съемки актрисы попробовали себя в роли других участников кинопроцесса: кто-то стал зрителем, кто-то — режиссером, а кто-то взял на себя ответственность сказать «Камера, мотор!».
(Полина Райкина: пиджак, Chloe)
«Какой фильм смотрим?» — в шутку спрашивает одна из них во время съемки в кинозале. И получает ответ: «Сейчас у нас Хичкок». Удачный кадр схвачен, и съемка завершена. Сеанс окончен — пришло время узнать, что за героини оказались в титрах нашего кино.
Полина Райкина
(дочь Елены Бутенко и Константина Райкина)
Девушка с голосом низким и звучным, она еще в 22 года начала играть Ирину Аркадину в «Чайке» у Юрия Бутусова.
Километры часов репетиций, пробы на разные роли, а после мне сказали: «Будешь Аркадиной», и непонятно, как из этой ситуации выпутываться,
— со смехом вспоминает Полина. В саму ситуацию — то есть в актерскую профессию — она попала так же стремительно. В два года решила быть на сцене, а в 15 уже поступила в «Щуку», окончив экстерном школу.
Не было глубоких мыслей об актерском призвании — просто я пошла туда, куда тянуло больше всего.
Скоро Полину можно будет увидеть в новом спектакле «Всем кого касается»: премьерные показы пройдут в «Сатириконе» 3, 4 и 5 апреля.
(Полина Райкина: костюм, Chloe; футболка, Dolce&Gabbana; босоножки, Valentino; браслет, Messika)
Родители выбору не мешали:
У моей лучшей в мире семьи есть негласное правило: важные решения каждый принимает сам.
Точно так же после окончания театрального Полина сама решила сказать отцу «нет» в ответ на предложение служить в его театре «Сатирикон»:
Мне нужен был свой, самостоятельный опыт, и я его получила в Театре Станиславского.
Если она кому-то и хотела что-то доказать, то лишь самой себе:
Всегда будут люди, которые скажут, что я на сцене, «потому что папа». Про моего 68-летнего отца до сих пор говорят «сын Аркадия Райкина», хотя он давно уже больше, чем просто сын. Реагировать на такое бессмысленно.
Сегодня Полине 30, а сила притяжения между ней и профессией все так же велика. Она редко, но метко играет в кино («Мой стандартный съемочный формат — четыре дня») и постоянно пропадает в театре. Кстати — в «Сатириконе», в который все же перешла: сейчас готовится к премьере «Всем кого касается» под руководством самого Райкина. Первый показ — 3 апреля. Режиссер Константин Аркадьевич, со слов Полины, тот еще диктатор:
Человек добрый, но строгий и жесткий. К чужому мнению прислушается, но последнее слово всегда будет за ним. В этом смысле мы с отцом очень похожи.
Полина Ауг
(дочь Юлии Ауг и Степана Золотухина)
У меня в Интернете есть любимый заголовок: «Актриса Юлия Ауг заставляла дочь собирать милостыню в метро». И лишь мелким шрифтом объясняется, что это для учебной работы мамы,
— смеется Полина. Речь о короткометражке, в которой она лет в 12 пела «Аве Мария» в переходе метро — все ради маминого зачета на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Как она могла мне запретить стать актрисой, если сама водила меня по площадкам и снимала в фильмах?
— улыбается девушка.
В юности Полина часто играла в дворовый футбол, а теперь делает это на съемках — в роли участницы женской сборной в фильме Максима Свешникова «Нефутбол». Картина выйдет в прокат в следующем году.
(Полина Ауг: платье, Celine; кроссовки, Dior; серьги, Jacob&Co.)
У Полины, как говорит она сама, «сейчас пошла волна»: начали звать на модные съемки и премьеры. В прокат вышел «Юморист» Михаила Идова, где у актрисы небольшая, но яркая роль, к выходу готовится несколько громких проектов. Правда, на горизонте она появилась еще несколько лет назад, в проектах Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» и Ангелы революции», но основной «выхлоп» случился именно теперь. Полина к чуть запоздавшему вниманию относится философски:
Девочке, которая снималась в фестивальном кино, сложно было сразу попасть в оборот индустрии, особенно с такой внешностью.
Последнее — явно о наболевшем.
Постоянно слышу: «У Ауг такое аристократическое лицо, никто не поверит, что она, будучи подростком, распивала пиво по подъездам». А я, может, как раз этим и занималась,
— смеется Полина. В кино она ориентируется на роли рисковые, «пацанские», мечтает побриться для съемок наголо и сыграть девушку на грани нервного срыва. А вне работы — часто общается с мамой, с которой сблизилась после смерти отчима три года назад: присматривает за их подмосковным домом, кормит собак, решает бытовые вопросы. В кино их тоже можно встретить вместе: у двух Ауг шесть совместных работ.
Я часто играю либо дочку мамы, либо ее же в молодости, и проблем мы в этом не видим. Даже наоборот — нам вместе работать по кайфу.
Дарья Авратинская
(дочь Ирины Апексимовой и Валерия Николаева)
Ее жизнь с самого детства проходит под звуки музыки: выросшая в Нью-Йорке девочка каждые выходные таскала маму с папой — актеров Ирину Апексимову и Валерия Николаева — на Бродвей смотреть музыкальные спектакли.
Мы раз по 20 видели «Короля Льва», «Кошек» — все на свете. С тех пор родители мюзиклы ненавидят,
— со смехом говорит Дарья. Сама она этот жанр обожает и собственными силами развивает его в России, куда переехала из США еще в подростковом возрасте. В арсенале у 25-летней актрисы — партии в спектаклях ведущих театров Москвы: «Гордость и предубеждение» в МХТ им. Чехова, «Беги, Алиса, беги» в Театре на Таганке и «Стиляги» в Театре Наций.
Свой 25-й день рождения, 14 марта, Дарья провела в Театре на Таганке: играла Нину Заречную в постановке «Чайка 73458». А 19 и 20 марта выйдет на сцену в мюзикле Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит».
(Дарья Авратинская: свитер, шорты, ботильоны, все — Saint Laurent; серьги, Jacob&Co.)
Легких путей Даша не ищет. Для карьеры выбрала фамилию прабабушки — чтобы избежать постоянных ассоциаций с родителями. Для учебы — легендарный курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, и единственная после выпуска не осталась в созданной его учениками мастерской.
Хотелось отойти от истории студенчества, достичь чего-то самой и вылезти из-под крыла,
— объясняет она. Работа в Театре на Таганке под началом директора Ирины Апексимовой вразрез с этой мыслью не идет:
Мама никогда не скажет: «Это моя дочь, пожалуйста, возьмите ее на роль». В театре у нас правило: если хочешь тут работать, делай для этого все возможное. Так что я рву когти.
Ее борьба за интересные роли пока происходит только на подмостках:
В театре есть возможность играть, а не быть третьим кустом справа. Так что в кино хочется дождаться чего-то хорошего.
Единственная сфера, в которой Даша отказывается проявлять терпение, — соцсети, которые открыто ненавидит:
Все это неправда, пластмассовая жизнь.
И все-таки год назад директор Ирина Викторовна потребовала от актрисы завести аккаунт в Instagram: Это рабочая история:
Делай фотографии и ставь хештег #театрнатаганке». Пришлось подчиниться.
Софья Ардова
(дочь Анны Ардовой и Александра Шаврина)
Дома в детстве всегда было много гостей, но я спокойно реагировала на шум и быстро засыпала,
— говорит она. Ее семья славится творческими застольями уже в нескольких поколениях. Когда-то у прадедушки Софьи, писателя Виктора Ардова, и ее прабабушки, актрисы Нины Ольшевской, подолгу жила Анна Ахматова, которую с ними познакомил Осип Мандельштам. К папе, артисту Александру Шаврину, и маме, актрисе Анне Ардовой, приходили Алексей Кортнев и Максим Леонидов. Саму же Соню теперь навещают коллеги по МХТ имени Чехова и друзья.
Наверное, это у нас генетически заложено — что дома праздник,
— улыбается актриса.
В МХТ имени Чехова Софью можно увидеть в мюзикле Алексея Франдетти «Гордость и предубеждение», комедии Михаила Рахлина «Веселые времена» и спектакле Александра Молочникова «Бунтари».
(Софья Ардова: платье, Ralph Lauren; браслет, MIMI; серьги, David Yurman; ботинки, Celine)
Выбор творческой профессии — еще одна традиция, перенятая от родителей. Соня думала стать певицей, художником, но остановилась на актерстве. В шесть лет прошла кастинг на сериал «Воровка» — коллега мамы, актриса Ольга Прокофьева, посоветовала режиссеру обратить внимание на девочку — и с тех пор не перестает сниматься.
Я рано поняла, что такое заработанные тобой деньги, и в детстве переболела звездными болезнями — спасибо маме, вовремя опускавшей на землю.
Заложенным мамой принципам она и в 22 следует неукоснительно, а в чем-то рифмует свою жизнь со знаменитым шоу Анны «Одна за всех»: в сложные времена именно зарплата Сони поддерживала родных на плаву.
Был момент, когда я обеспечивала семью, хотя мне не было и девяти, — вспоминает она. — И все равно маме до сих пор бывает сложно принять, что я повзрослела. Иногда показываю ей выписку со счета — чтобы не волновалась.
Про себя и профессию Соня все тоже поняла быстрее ровесников:
Мы все тщеславные, зачем скрывать. Конечно, мне хочется известности. Но прежде всего хочется просто быть хорошей актрисой.
В планах у нее — сыграть Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание» и Мари Болконскую из «Войны и мира». Роман Софья прочла лишь недавно:
Долго откладывала, но недавно почувствовала, что пора, и просто влюбилась.
Таисия Вилкова
(дочь Дарьи Гончаровой и Александра Вилкова)
Первое, что отмечаешь, — ее задорная стрижка под мальчика. Таисия, которую в последние годы можно было увидеть с длинными локонами в нашумевших проектах «Гоголь» и «Григорий Р.», про Распутина, в конце декабря решила отсечь все лишнее:
Никому не сказала — просто пошла и подстриглась. Давно хотела сделать это для себя, а тут как раз случился перерыв между съемками.
В Школе-студии МХАТ Таисия училась на курсе режиссера Евгения Писарева. В его же театре — имени Пушкина — она теперь играет ведущие роли: в спектаклях «Влюбленный Шекспир», «Женитьба Фигаро» и «Вишневый сад».
(Таисия Вилкова: блуза, Saint Laurent; cерьги, Mercury)
Последнее в ее расписании редкость. Дочь актера Александра Вилкова и продюсера Дарьи Гончаровой снимается с семи лет. Не по родительской протекции, а по стечению обстоятельств: директор проекта «Звезда эпохи» увидела девочку в гостях у друзей и позвала на пробы.
Я такой закулисный ребенок: все детство провела в театрах и на площадке, ничего другого не знала,
— говорит Тася. В Школу-студию МХАТ при этом она поступила практически спонтанно — поехав за компанию с подругами. Но после взялась за учебу всерьез и даже ушла из популярного проекта «Деффчонки», в котором тогда снималась. На площадку вскоре все же вернулась: на этот раз для участия в сериале «Фарца» ее, второкурсницу, отпрашивал Александр Цекало. И мастер курса Евгений Писарев, обычно такое не приветствующий, дал добро на «подработку» прилежной студентки.
«Все мои предыдущие проекты не имели никакого значения: там каждый начинал с нуля и заново показывал, чего он стоит».
(Таисия Вилкова: платье, Dolce&Gabbana; браслет, David Yurman; серьги, MIMI; туфли, Celine)
Это только кажется, что я тот счастливчик, которому все само плывет в руки, — замечает девушка, — на самом деле все получается, только если выкладываешься на все сто процентов.
В 22 года она играет в Театре имени Пушкина ведущие роли, а в кино — готовится к премьере нового фильма, «Выше неба», третьей совместной работы с режиссером Оксаной Карас. Но Таисии нужно еще выше и сложнее:
Из-за типажа и возраста мне часто предлагают роли наивных дурочек, я же из этого амплуа выросла. А ведь в 14 лет как раз была воздушной барышней: носила плиссированные юбки, ходила с томиком «Анны Карениной» и краснела от слова «жопа».
На прикроватной тумбочке у нее теперь психологические труды Эриха Фромма, в гардеробе — все, от гранжа до классики, а в планах расширение актерского диапазона. И отдых.
Я же, по сути, всю жизнь работаю, и временами делать это хочется все меньше, — смеется она, — но ничего, скоро поеду в Берлин, там и развеюсь.
(Дарья Авратинская: свитер, Saint Laurent; серьги, Jacob&Co. Полина Ауг: рубашка, пиджак, Ralph Lauren; кольцо, MIMI. Софья Ардова: рубашка, Ralph Lauren; браслет, Messika. Таисия Вилкова: платье, Valentino; серьги, Mercury; браслет, Jacob&Co.)
Стиль: Мария Колосова. Продюсер: Ольга Закатова. Сет-дизайн: Елизавета Гардер. Макияж: Кирилл Шабалин/национальный визажист YSL Beauty в России. Прически: Иван Иванов/творческий партнер L’Oreal Professionnel. Ассистент фотографа: Андрей Харыбин. Ассистент стилиста: Алена Газарова. Ассистент визажиста: Наталья Разгуляева. Ассистент стилиста по волосам: Денис Сарычев. Благодарим концертный зал «Барвиха Luxury Village» за помощь в организации съемки