Затем мой профессионализм подрос, а вместе с ним и цели. Масштабы деятельности также начали видоизменяться. Например, возникла идея объединить фотографию, путешествия и бизнес в одно целое. Так появился проект по бронированию фотографов во всем мире Cheese.co.
— С чего вы начали? Был ли стартовый капитал? Какие этапы развития прошел ваш бизнес?
— С проверки идеи на прочность: сначала промониторила рынок на аналогичные проекты. Именно таких не было, но были похожие. Затем нарисовала первый прототип, продумала логику и просчитала по времени и стоимости всю разработку. Когда эти этапы были завершены, занялась поиском команды. Встречались люди, которые хотели работать бесплатно, за идею и команду. Это ни разу не срабатывало. Всегда нужна мотивация в виде заработной платы.
Отложенного стартового капитала не было, но был постоянный источник дохода у меня и моего молодого человека. Мы не брали кредиты, вкладывали только личные средства и время. Кстати, еще до начала всего мы договорились, кто за что отвечает. Роли в бизнесе не мешали нашим отношениям.
В запуск MVP (от английского minimum viable product, переводится как «минимально жизнеспособный продукт») мы вложили где-то около 2,5 млн рублей, при этом часть работы делали сами. Разработка заняла около 9 месяцев. Это была уже не бета-версия, а рабочий продукт с достаточно полным функционалом, без системных вложений в маркетинг.
Важно понять первую версию продукта. Я бы всем советовала оставить только то, что вы по факту собираетесь продавать. Все дополнительные плюшки можно и нужно интегрировать по ходу развития проекта, когда вы поймете, что главная функция уже стабильно продается. Затем наступает стадия роста: растут продажи, растет команда, растет проект, растет оборот, и в идеале прибыль. Потом — как повезет. Если вы решили перепродавать угги (модную зимнюю обувь), то скорее пик пройдет быстро, а если вы инноватор, то цикл продукта может быть долгим.
— Много ли было скептиков в самом начале вашего пути и как вы к ним относились?
— Для того чтобы быть предпринимателем, нужны отвага и немного безумия. Скептиков у любого начинания, конечно, куда больше, чем сторонников. Но это подогревает азарт и закаляет характер. Например, я никогда не боялась рассказывать о своей идее при любом удобном случае. Я опросила лично человек 200. Причем при рассказе первой сотне респондентов их первая реакция была: «У вас ничего не получится!» Теоретически я была к такому готова, меня не задевал такой ответ. Это было то, что мне надо, так как я просила объяснить почему. Трюк заключается в том, чтобы собрать как можно больше вопросов, на которые потребуется найти ответы. Со временем это сыграло решающую роль в рассказе перед покупателями, пользователями, партнерами. Ведь никто лучше меня не знал весь список вопросов и ответы на них.
Однако негативные комментарии — это не худшее, что встречалось. Очень тормозился старт разработки. Например, наш первый iOS-разработчик был преподавателем одной из московских школ кодинга. Он оценил все приложение в 80 часов работы. Я подумала: «Ничего себе профессионал, ведь я думала, что это месяцы работы!» Мы внесли предоплату, но за три месяца ничего сделать не удалось. Потом мы поняли, что этот человек сам не разрабатывал практически ничего.
Я знаю, что многие люди боятся делиться своей идеей, считая ее незащищенным бриллиантом. Тут я хочу заметить, что ни один инвестор не вложится просто в идею и не будет ее реализовывать сам. Конечно, есть исключения: вы можете принести в кафе рецепт, блюдо приготовят без вас, так как есть и кухня, и место, и аналитика покупателей, и деньги. Так вот что покупают инвесторы: идея + команда + доход (уже подтвержденный). Иначе вы отдадите львиную долю бизнеса и снова станете работать на кого-то.