Сегодня самому противоречивому представителю шоу-бизнеса современности, крупнейшей поп-фигуре 80-х и музыкальному идолу Майклу Джексону исполнилось бы 60 лет.
После смерти поп-короля воспоминания о его странных публичных жестах и исключительных денежных тратах стерлись из памяти большинства. Wday.ru вспоминает о том, что сотрется не скоро, – о вкладе в мировую культуру обладателя самой лихой манеры носить шляпу и самой известной походки.
Майкл Джексон попадал в Книгу рекордов Гиннесса 20 раз! И вот по каким поводам.
Содержание статьи
Клипы как кино
Рекламные ролики грядущих музыкальных альбомов, которыми на самом-то деле являются музыкальные клипы, обязаны Джексону почти всем своим качественным изменением.
Вышедший в 1984-м 14-минутный фильм «Thriller» не только изменил всеобщее представление о том, как может выглядеть видеопродукт на основе поп-песенки. Он фактически стал фундаментом для создания канала MTV. «Bad», снятый Мартином Скорсезе, полнометражный «MoonWalker», шедший в кинотеатрах и заработавший около 70 млн долларов…
В 1996 году певец выпустил «Ghosts», в котором певец исполнил сразу и положительную, и отрицательную роли. Клип длится 38 минут! И занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный за всю историю.
Каждое из перечисленных музыкальных видео еще раз поднимало планку качества для всей индустрии.
Джексон – первый человек, который стал выстраивать в клипах сюжетную линию. До него все просто пели на красивом фоне. Ну максимум на фоне красивых тачек. После него же звезды начали добавлять в видео танцевальные связки, хотя раньше просто пританцовывали в кадре каждый сам себе.
Правда, такие музыкальные клипы-фильмы требовали немалых денежных вливаний. Так, например, видео на песню «Scream», которое Майкл снимал с сестрой Джанет, стоил 7 млн долларов! Никто с тех пор не потратил на клип столько денег! «Scream» остался самым дорогим в истории.
Благотворительность
Задолго до того, как Боно из U2 начал публично рассуждать о спасении лесов Амазонки, Джексон не только говорил о благотворительности и организовывал фонды помощи, но и перечислял в них значительную часть своих доходов. И это были большие суммы. Потому что в 1989 году Майкл уже зарабатывал за год 100 млн долларов. Джексон стал первым музыкантом с таким доходом и первым, чей альбом разошелся тиражом более 100 млн копий за пределами США. Он заключил крупнейший контракт в истории — с Sony Music на $890 миллионов с потенциальной прибылью в размере $1 миллиарда.
Все это помогло певцу влиять не только на американскую поп-культуру, но и на мировую. Именно благодаря Джексону и введенной им моде на публичную благотворительность конец 80-х и все 90-е годы прошлого века актеры и музыканты, бывшие до того просто ходячими библиотеками эмоций, стали проявлять все больше внимания к тому, что происходит в далеком от сцены и софитов мире.
Слава черной музыки
Триумф Майкла Джексона наложился на волну интереса к совершенно особенным музыкальным стилям и манере исполнения, существующим в среде афроамериканцев. Воспитанники студии Motown, где записывалась и детская группа Майкла Jackson 5, были популярны уже в 70-е: Джеймс Браун, Джеки Уилсон и Глэдис Найт. Джексон впервые попал в Книгу рекордов Гинеса в 11 лет как самый юный исполнитель, добравшийся до вершины музыкального чарта США.
В 1995 году впервые в истории песня «You Are Not Alone» появилась в чарте Billboard сразу на первом месте. У него самое большое количество синглов в Топ-10. В 1979 году альбом «Off the Wall» (1979) стал первым, четыре песни из которого вошли в топ-10. Всего 9 синглов Джексона становились платиновыми. А альбом «Thriller» стал и самым продаваемым в мире, и самым успешным — 37 недель подряд он был на вершинах американских чартов. Это абсолютный рекорд!
А еще он — музыкант, собравший за один раз больше всего статуэток Grammy. В 1984 году он увез домой сразу 8 наград. К этому успеху приблизился только гитарист Карлос Сантана, но рекорд не побил, забрав также восемь статуэток.
Именно стремительный взлет Джексона катапультировал музыку чернокожих исполнителей в зону всеобщего обожания, где ее начала эксплуатировать уже вся индустрия.
Сегодня понятно, что без него не было бы ни Ашера, ни Бритни Спирс, ни Джастина Тимберлейка.
Шоу-бизнес как шоу
Хотя понятие «мировой тур» на тот момент, когда Майкл Джексон вошел в зенит славы, уже давно и прочно существовало, именно он насытил живые выступления теми элементами, которые сегодня от них неотделимы.
Начиная с иконического исполнения лунной походки в 1982 году Джексон постоянно экспериментировал со сценой: около десятка патентов на обувь, одежду и механизмы, инновационные компьютерные и лазерные эффекты, работа с самыми продвинутым театральными сценографами – именно это позволило сегодня появиться на свет турне Бритни Спирс, на 80% состоящему из спецэффектов. И именно популярности его расширяющих зрачки от восторга шоу, нарушающей все законы физики хореографии мы обязаны появлением Леди Гаги и Майли Сайрус.
На концертах Джексона была зафиксирована рекордная посещаемость. Семь шоу на огромном стадионе Wembley собрали 504 тысячи зрителей. А мировое турне Bad World Tour стало самым прибыльным — только за месяц Джексон заработал больше $124 миллионов.
К слову, передачу NBC Супер Кубок XXVII, где выступал Джексон, посмотрели рекордные (да-да!) 133,5 миллиона зрителей!
Мемы и массовая культура
Его публичная доброта и утонченность, активная позиция по поводу благотворительности вкупе с совершенно ужасающими обвинениями в домогательствах к детям не только еще раз подчеркнули известную истину, что самое страшное зло на свете скрывается не за опереточными усиками злодея, а за приятной улыбкой. Они навсегда сделали его фигуру символом этой истины, зафиксировав ее в таком качестве в многочисленных интернет-мемах, мультсериале «South Park» и шуточных объявлениях вроде «Ищем няню для малыша. Не Майкл Джексон».
Тем не менее, даже этот образ позволял ему быть самым востребованным артистом. Стоит только посмотреть суммы, которые готовы были выкладывать компании за участие Джексона в их рекламе. Самую большую сумму — 12 миллионов — Майкл получил за съемки в четырех роликах Pepsi.
Памяти Уитни Хьюстон: трагедии, которые привели ее к гибели
Тело как улика: как Мадонна сделала себя сама