«Сейчас уже мало кто помнит, но Сергей Захаров родился в городе Николаеве, а в ранние годы творчества жил в Москве. Чаще всего баритона называют олицетворением петербургской эстрады, ставя в один ряд с Эдуардом Хилем, Виталием Псаревым и Альбертом Асадуллиным. Высокий, стройный, вечно молодой: от него всегда шла положительная энергия. И хоть о его жизни слагали легенды, он не утратил доверия к людям и был положительно настроен практически ко всем», — вспоминает петербургский журналист Михаил Садчиков.
«Кобзон тормозил мою карьеру»
В ранние годы в Москве Захаров работал у знаменитого певца Леонида Утесова, выходя на сцену в перерывах между его выступлениями. Позже певец вспоминал, что мэтр относился к нему без особого восторга, где-то даже критично, зато очень любил себя: ему гораздо больше были по душе комплименты в свой адрес. Однако это не помешало Утесову преподать Захарову множество жизненных уроков, а также дать старт его карьере, которая стремительно развивалась после переезда в Ленинград и работы в Мюзик-Холле.
20-летний Захаров отличался бархатным баритоном — довольно редкое явление на нашей эстраде. И непонятно, как бы сложилась его судьба, если бы в это же время не выстрелил Иосиф Кобзон. Тогда артисты занимали одну нишу, и, судя по тому, что рассказывал после Захаров, именно это стало причиной негативного отношения Иосифа Давыдовича к певцу.
«Захаров говорил мне, что его карьера не удалась из-за Кобзона, который, по его мнению, почуяв конкурента, постарался использовать свои связи и «притормозить» петербургского баритона в Москве», — вспоминает Садчиков.
Журналист вспоминает, что услышав это в начале 90-х годов, выразил сомнение: зачем этим заниматься всемогущему Кобзону? На это Захаров привел несколько историй, которые донесли ему преданные слушатели и друзья-коллеги. «Не скажи, не скажи, тут непростая ситуация была и Кобзон это понимал», — говорил Захаров.
Удивительно, но по большей части именно Кобзона он впоследствии винил в своей не сложившейся карьере, а не трагические события, которые произошли в конце 70-х — начале 80-х годов.
Всесоюзная популярность
Возможно, Кобзону и было, чему позавидовать, потому что в середине 70-х Захаров был в топе. Он выиграл музыкальный конкурс «Сопот-74», а также стал лауреатом «Золотого Орфея». Кроме выступлений на лучших концертных площадках, он снялся в нескольких советских фильмах, таких как «Ты, песня моя» и «Сцены из семейной жизни». Всесоюзную славу ему принесла роль в фильме «Небесные ласточки».
Это время совпало с восхождением на сцене ленинградского государственного Мюзик-Холла, в котором Захаров стал любимчиком главного режиссера Ильи Рахлина. Вместе с труппой он объездил много стран, не раз выступал в Москве. Его влияние было велико, около четырех лет продолжалась «захаровомания» в СССР, казалось бы, ничего не может остановить молодую знаменитость, но в 1977 году он попал в неприятную историю, которая впоследствии стоила ему карьеры.
Был ли роман с Сенчиной?
В то время взошла и звезда Людмилы Сенчиной. Молодая, обаятельная, красивая и сладкоголосая певица вскружила головы не только простым советским мужчинам, но и сильным мира сего. Стали поговаривать о том, что у исполнительницы хита «Золушка» роман с первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Григорием Романовым. В то же время появились слухи об ее отношениях с молодым Сергеем Захаровым, который считался неофициальным секс-символом Советского Союза.
Свой предполагаемый роман с Сенчиной Захаров отрицал, ведь он много лет был счастлив в браке с Аллой Салигулиной, а вот об отношениях Сенчиной с Романовым знал не понаслышке. По его мнению, именно это стало причиной его конфликта с властями.
Напомним, что в 1977 году после неоднократных оскорблений в свой адрес Захаров, не выдержав, подрался с директором Мюзик-Холла. После этого на певца заявили в милицию, было составлено дело, которому дали ход, и артиста тут же приговорили к исправительным работам в Ленинградской области. О снисхождении не могло быть и речи — Захаров отбыл весь срок.
Много лет спустя, обсуждая эту ситуацию в 90-х годах, Садчиков попросил Захарова прокомментировать эту историю, ведь незадолго до этого журналист поговорил с Сенчиной, которая отрицала все обвинения в свой адрес и, более того, была недовольна тем, что петербургский баритон до сих пор распространяет о ней подобные слухи.
«Мне все равно, что Сенчина думает по этому поводу. У меня есть фактический материал на руках. Да и Романов признавался: что было, то было, ведь в конце 90-х во Дворце профсоюзов, на собрании Ленинградского землячества, где я давал сольный концерт, он подошел к сцене и сказал, что гордится тем, что в свое время дал этому артисту понять, кто есть кто», — говорил Захаров.
Сергей Захаров после тюрьмы
Возвращение из тюрьмы стало тихим: Захаров попытался снова возродить свою карьеру, но концертные и теле-боссы неохотно работали со вчерашним уголовником. Его не брали на «Голубые огоньки», перестали показывать в советских музыкальных телепередачах, остался только любимый Мюзик-Холл. И все же неудачи не сломили Сергея Захарова, и в середине 80-х он предпринял попытку снова ярко вернуться на сцену. Этому послужило то, что с него сняли судимость, а в 1983 году он дал сольный концерт в БКЗ «Октябрьский», на который пришла вся советская элита, в одночасье забывшая о провинностях баритона. Заголовки газет пестрили фразами о «глубоком пении», «несравненном баритоне» и «больших перспективах».
Однако после такого оглушительного успеха, через несколько лет Захаров попал в безвременье, не сумев подстроиться под новые веяния на телевидении и эстраде. Он продолжал исполнять интеллигентный репертуар, в то время как большинство его коллег по цеху подстроились под рок-ритмы лихих 90-х, в угоду молодежной публике.
«Захаров вспоминал, что даже Кобзона и Пьеху тогда подвинули с пьедестала, на который взобрались «Кино», Игорь Тальков и Олег Газманов», — отмечает Садчиков.
Журналист говорит, что иногда и Сергею Захарову все же удавалось сделать на телевидении сольные проекты, но это было скорее исключением. Он явно не вписывался в общий тренд новой эстрады и был вынужден стать гастролирующим артистом для небольшого количества любителей традиционного пения. В это же время он увлекся студийными записями — создал собственную студию в Петербурге. Причем, купил для этого двухкомнатную квартиру на улице Савушкина, где по соседству были его трехкомнатные апартаменты.
Тогда он поставил себе цель: самому записать и выпустить диски баритональных звезд, а также свои собственные. Затем он брал эти записи на гастроли, где они успешно продавались.
«Мой труд в студии не пропал даром. Ни один диск я никогда не давал и не даю в торговую сеть. Между тем, каждые полгода я допечатываю пять тысяч пластинок разных наименований. То есть за полгода у меня продается пять тысяч только на одних моих концертах», — рассказывал Захаров несколько лет назад.
Наследство Сергея Захарова
Садчиков отмечает, что Захаров всегда отличался деловой хваткой, помимо вышеназванной студии в двухкомнатной квартире, он был еще и обладателем больших апартаментов в центре Петербурга на Суворовском проспекте, которые после переезда сдавал.
Многие СМИ пишут о его загородном доме под Зеленогорском, который оценивается в 50 миллионов рублей. «Цена справедливая, ведь это место считается одним из самых престижных под Петербургом. Захаров рассказывал мне, что купил этот участок не только благодаря своим деньгам, но и связям. И вкладывался в загородный дом все последующие годы», — вспоминает Садчиков. В середине 90-х он приобрел недвижимость в Болгарии на берегу моря, но и на этом не успокоился — купил еще апартаменты в Испании. Периодически жил то там, то там. К тому же имел квартиру в центре Москвы, где часто останавливался во время гастролей по России.
В 1996 году он получил от Союза музыкантов звание Народный артист России, чему был очень рад. По этому поводу дал специальный концерт, а также выступал в поддержку Бориса Ельцина. Хоть у него и было несколько престижных званий, Сергей всегда обижался, что был недостаточно признан в России. Садчиков вспоминает, что несколько лет назад, общаясь с певцом после концерта, предложил ему сделать интервью о Петербурге, в котором он прожил долгие годы, но Захаров резко отказался.
«В этом городе меня всегда недолюбливали. Я всегда чувствовал себя в Петербурге немного чужим и поэтому не хотел бы воспевать его», — сказал тогда певец.