Порохов побывал в пяти городах Луганщины, в том числе недавно освобождённых. Общался со школьниками, проводил мастер-классы по азам социального проектирования. И заметил, что дети там, с одной стороны, такие же, как и все дети, но с другой – очень настороженные. Они сначала проверяют нового человека на свой-чужой – и только когда видят, что опасности от него не исходит, начинают открываться. При этом знания свои излагают очень осторожно – возможно, потому, что их часто наказывали. Знания физики, правда, он не проверял, но неправильное понимание истории остро чувствовалось. На мастер-классах Порохов вводил элементы игры – и дети сразу проявляли свойственный возрасту азарт, раскрепощались.
«Меня по-хорошему поразили молодые люди в Краснодоне. Как они искренне чтут память и гордятся своими героями-краснодонцами! Когда мы были там, попросили рассказать о молодогвардейцах – и нас сразу пригласили в музей. Я несколько напрягся – думал: «Ну, сейчас будет формальная экскурсия, расскажут то, что мы и так знаем». Ничего подобного!
Дети говорят, что, когда я начинаю физику рассказывать, у меня горят глаза. Так вот я увидел там, что это значит – «горят глаза». Экскурсия была потрясающая – так много малоизвестных фактов, но главное, что молодые ребята всё это пропускают через себя. Вот такое отсутствие формализма, душевная вовлечённость – это и есть патриотизм.
А когда мы ехали от границы по бескрайней степи и видели шахты, шахты, шахты, я сидел рядом с водителем и он про каждую шахту мне рассказывал. Это насколько надо любить свою землю, чтобы всё это знать! Они очень чистые на самом деле. Таких людей действительно не сломаешь».
Возвратившись в Санкт-Петербург, Порохов продолжил общение с коллегами и школьниками Луганщины в интернете. Они задавали много вопросов, показывая желание и готовность интегрироваться в российские программы, и довольно быстро начали предпринимать конкретные шаги к этому. С двумя девочками общение продолжается. Одна из них мечтает побывать в Санкт-Петербурге.
«Есть ли у меня внутреннее удовлетворение важное? Я бы сказал так: есть и удовлетворение, и неудовлетворённость одновременно. Удовлетворение – от того, что я действительно хоть толику привнёс в наше общее дело. А неудовлетворённость – от того, что мало. Хочу сделать больше, больше дать детям».