В сети много разговоров про отмену транспортного налога. Эта волна вызвана введением налоговой амнистии в 2018 году. Нужно ли платить транспортный налог сейчас, рассказывает член Ассоциации юристов России, адвокат Кристина Флеер.
Действительно, в последнее время шло много разговоров о том, что транспортный налог отменят либо внесут определенные изменения в его начисление. В частности, сумму налога планировалось внести в акцизы на топливо. То есть, по принципу «ездишь — плати». На рассмотрение Государственной Думы даже поступил законопроект N 480908-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части отмены транспортного налога».
Содержание статьи
Попытка отмены налога не прошла
Президент Российской Федерации еще в ноябре 2012 года, встречаясь с лидерами партийных фракций Государственной Думы, подчеркнул, что поддерживает отмену транспортного налога и заявил, что вопрос является крайне чувствительным для огромного числа людей нашей страны. По словам Президента, региональные власти не спешат отменять налог для владельцев транспортных средств, так как опасаются сокращения поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации, поскольку, согласно действующей редакции Бюджетного кодекса, транспортный налог отчисляется в бюджет субъекта России. Тем не менее, согласно предоставленной комитету по транспорту Государственной Думы информации, собираемость данного налога в субъектах России не превышает 50 процентов.
Также стоит отметить, что Федерация автовладельцев России (ФАР), являющаяся активнейшим сторонником отмены транспортного налога, буквально за месяц собрала более 100 тысяч подписей в поддержку данного решения. Министерство транспорта Российской Федерации также высказывалось в поддержку идеи отмены транспортного налога уже в 2016 году.
Одним из аргументов введения транспортного налога было финансирование за счет него дорожной сферы. В то же время сегодня существует другой источник — от стоимости каждого проданного литра топлива в дорожный фонд поступает 9 рублей.
В то же время предполагается, что включение этого обременения в акцизы на топливо сильно повлияет на рост цен на бензин и солярку. А это, в свою очередь, существенно повлияет и на другие стороны жизнедеятельности, в частности, скорее всего это приведет к повышению стоимости товаров, потому как их транспортировка станет дороже.
Разговоры идут, но на настоящий момент изменений в законодательстве, вступивших в законную силу нет, а, соответственно, на настоящий момент транспортный налог не отменен и подлежит оплате.
Кто из водителей должен платить транспортный налог?
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующего налога.
В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кто может не платить налог?
Налоговые льготы при оплате транспортного налога регламентированы ст.361.1 НК РФ.
Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
По регионам налоговые льготы имеют более конкретизированный порядок. В частности, согласно ст.4 Закона г. Москвы «О транспортном налоге» от уплаты налога освобождаются:
— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— инвалиды I и II групп — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, — за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц;
— один из родителей (усыновителей) в многодетной семье — за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий;
— а также некоторые иные категории граждан.