Думаете, у гениального
Эльдара Рязанова
?
не было “проходных” картин? Еще как были. Цензоры, несмотря на талант режиссера, придирчиво относились к каждому его новому детищу. И одну из картин попросту забраковали. Долгих 27 лет она пылилась на полке с “запрещенными фильмами”.
Речь о научно-фантастической комедии “Человек ниоткуда” (1961), которая стала третьей работой режиссёра. Но после гениальных “Карнавальной ночи” и “Девушки без адреса” явно казалась в высших эшелонах власти проигрышной и, мягко говоря, странной.
Содержание статьи
О чём был фильм
Комедийная сатира Рязанова рассказывала историю о Чудаке — представителе вымышленного первобытного племени тапи, который попадает в современную Москву благодаря обнаружившему его антропологу Крохалеву. В Москве Чудак сталкивается с современной цивилизацией и поначалу ничего не понимает. Но у него есть чистое сердце и непосредственность, что позволяет ему видеть лицемерие, бюрократию и другие негативные стороны общества, которые окружающие воспринимают как норму.
В фильме откровенно высмеивались карьеризм, формализм и другие пороки советского общества того времени. Чудак со своим естественным взглядом на мир был своего рода “зеркалом”, отражавшим эти недостатки современного общества.
Что сказали критики
Сейчас бы “Человека ниоткуда” назвали авторским, фестивальным кино, но в 1961 году он удостоился лишь критики. Сначала на уровне рецензий. Например, кинокритик Шалуновский писал в газете “Советская культура”:
Попытки же уйти в область чистой эксцентрики и гротеска приводят лишь к бессмысленному трюкачеству и погрешностям против художественности. В таком, я бы сказал, балаганном стиле сделаны заключительные эпизоды картины — космический полет…
цит. по Эльдар Рязанов “Неподведённые итоги”
Затем последовала критика из уст самого Михаила Суслова, в те годы – главного идеолога СССР и “партийного консерватора” до мозга костей. На XXII съезде КПСС он произнёс разгромную речь, которая заканчивалась хлёсткой фразой:
Не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства?
После “отмашки” Суслова фильм сняли с проката. Рязанова, можно сказать, спас именитый режиссёр Иван Пырьев – помог снять “Гусарскую балладу”. А к острой сатире режиссёр вернулся лишь в 1979 году, в фильме “Гараж”
Почему “Человека ниоткуда” стоит посмотреть сейчас
В 1988 году наступила оттепель, и ленту все же выпустили на экраны. Но “народной” она, увы, не стала, хотя определённо достойна внимания. Как минимум потому, что в “Человеке ниоткуда” свои первые главные роли исполнили
Анатолий Папанов
?
и
Сергей Юрский
?
. И в таких амплуа вы их еще точно не видели. Во-вторых, “Человек ниоткуда” – кино новаторское. В картине используются как цветная плёнка, так и черно-белая – так до этого в СССР ещё не снимали. Позже этот приём будет использован в “Иване Васильевиче” Леонида Гайдая.
Кино радует великолепными декорациями, гримом, работой оператора. Персонажи говорят прозой и стихами.
рецензент Иван Чижевский с “Кинопоиска”