Наставник первых лиц компаний Милана Левченко — о правилах коммуникаци в компании между разными уровнями правления
Фото: Mario Gogh on Unsplash
Коммуникация в компании между разными уровнями правления — залог эффективной и слаженной работы. Понять, есть ли барьеры в общении подчиненных с руководством можно по простому принципу — наличия обратной вертикальной связи — снизу-вверх. Он показывает, боятся ли сотрудники обращаться к управляющим или нет.
С чего начать коммуникацию?
Каждому сотруднику необходимо сразу понять, что есть разные типы менеджеров и их требования к подчиненным будут отличаться. В каждом стиле менеджмента проигрываются свои важные вопросы. Например, для начальника «производителя» стимулирующим критерием будут контроль и результат.
Сегодня сложность решаемых задач намного выше, чем раньше. Сотрудники должны обладать большим набором компетенций, понимать процессы, результат и мыслить для его достижения. Необходимо, чтобы каждое действие объединялось в единую систему. Важно помнить, что при самостоятельном желании принять решение, нужно опираться на риски и последствия. Плохо обдуманный шаг может повлиять на имидж компании и даже подпортить репутацию.
Сотрудник должен понимать ценность друг друга, включая руководство. В таком тандеме станет понятным, что общая коммуникация и стратегия будут оправданы на результаты. По этой причине отделу персонала важно развивать компетенцию давать обратную связь начальству.
Как выстроить коммуникацию?
Особенность вертикальной коммуникации заключается в том, что это одностороннее обращение. Многие сотрудники твердо убеждены, что «начальник всегда прав» и не позволяют себе высказать собственное мнение. Есть работники, которым сложно подстраиваться под другие условия и требования, так как считают себя правыми.
Многие руководители допускаются ошибки, когда думают, что всем все понятно. Они уверенны, что в головах сотрудников заложена точно такая же информация и процесс мышления, поэтому не нацелены подробно излагаться. Сотрудникам важно обращаться к начальству, чтобы детально обсудить варианты, риски, пути решения задачи и т. д.
Выходить на диалог с руководителем важно и в момент, когда подчиненного просят, например, ускориться. Тогда нужно быстро понять, какой новый дедлайн и есть ли возможность предоставить свой вариант крайней даты и промежуточный результат до нее.
Каждый уровень правления должен понимать, что обратная связь — это любой запрос одного человека к другому, чтобы получить информацию о восприятии своего поведения. Если подчиненный услышит только обвинения и упреки, скорее всего это заденет его чувства. В неналаженной системе коммуникации это может привести даже к саботажу или увольнению.
Обратную связь всегда можно запрашивать. Это делается для того, чтобы сотрудник понимал, что ему делать дальше. В таких случаях «прощупываются» риски и последствия просрочки задачи. Подчиненным также важно научиться реагировать на мнение начальства не с сопротивлением, а в более позитивной форме. Постарайтесь прояснить с руководством 5 важных вопросов по задаче:
— ее цель;
— что конкретно важно сделать;
— кто ответственный и кого можно привлечь;
— какую стратегию нужно выбрать;
— когда нужны результаты.
Если сотрудники не задают никаких вопросов, это означает, что они боятся руководства и проявления своей не компетенции. Тут важно понимать, что начальник — человек, у которого также могут быть ошибки, не хватка времени, давление со стороны высшего руководства и решения, идущие в разрез с интересами подчиненных. Необходимо выстроить доверительные отношения, чтобы было понимание общего дела и выгод для каждого.