Бумажные деньги из жизни современного человека вытесняются очень быстро. Сегодня выходить в магазин, имея под руками только карту или даже один только смартфон с функцией оплаты, стало нормой. И мало кто задумывается, каким образом строиться эта система. По факту, оплата с помощью карт в магазинах обеспечивается посредством эквайринга. Это платежный бизнес, который обеспечивает бесперебойность платежей и возможность их проведения.
Содержание статьи
Понятие эквайринга
Эквайринг в переводе с английского означает «приобретение». Данный термин широко применяется в банковском секторе, когда дают определение системе принятия к оплате определенных карточек. С точки зрения практического использования, именно эквайринг обеспечивает возможность совершения покупок и оплату услуг без использования наличных средств.
С течением времени эквайринг проходил через целый ряд трансформаций — улучшения, доработки. И вот сегодня снова возник вопрос к системе. Так, финансовые ведомства России планируют проработать предложения о снижении размера комиссионного вознаграждения при покупках банковскими картами в магазинах.
В начале февраля 2019 года президент страны Владимир Путин назвал «квазиналогом» комиссии за безналичный расчет, которые в России доходят до 3% от суммы платежей по карте. Его предложение — обсудить проблему с привлечением бизнеса. Эксперты же уверены, что озвученная Путину цифра, которую он процитировал, не соответствует действительности. На самом деле такой сбор составляет 1,5-1,7%. И снижение реальной цифры может отразиться не очень хорошо на банковском секторе и торговых сетях.
«Проблема гораздо более сложная, чем о ней говорят. Нет никакой единой ставки эквайринга… И нет никаких 3%, это здесь президента просто дезинформировали», — отметил глава банка «ФК Открытие». Кроме того, отмечает он, такие торговые гиганты, как «Магнит», «Ашан» и другие, платят банку и вовсе 0,4-0,6% от стоимости товаров и услуг.
Со стороны ритейлеров же поступает предложение уменьшить комиссию. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) выразила позицию российских представителей. Они ссылаются на зарубежный опыт, где комиссия колеблется в пределах 0,2-0,3%. «Опираясь на мировую практику, считаем правильным ввести на уровне Правительства РФ регулирование комиссии за прием дебетовых и кредитных карт с учетом интересов всех отраслей и экономики в целом», — подвела итог Ассоциация компаний розничной торговли.
Бизнес-модель
Существующая бизнес-модель на рынке имеет сбалансированный характер, вследствие чего все участники могут зарабатывать, а клиенты получают стимул оплачивать покупки по безналу. Существующая схема работы следующая:
1. Торговое предприятие платит банку, предоставляющему услугу эквайринга, комиссионное вознаграждение, как процент от покупки.
2. Банк-эквайер в среднем от 80% до 100% полученной комиссии отдает банку-эмитенту, выпустившему банковскую карту, по которой прошла покупка.
3. Банк-эмитент отдает клиенту частично или полностью полученное вознаграждение, в виде бонусов или кешбэка.
4. Клиент, в свою очередь, понимает, что картой платить выгоднее, чем наличными и совершает больше новых покупок в торговом предприятии, в том числе за счет кредитных средств.
По факту оставшуюся маржу банк-эквайер инвестирует в развитие технологий, позволяющих ускорять и упрощать платежи, а банк-эмитент реинвестирует средства в маркетинг, стимулируя клиентов к безналичным тратам. Данная модель позволила за 2018 год увеличить долю безналичного торгового оборота в России с 36% до 43%.
Законодательное ограничение на российском рынке размера комиссионного вознаграждения, при осуществлении расчетов за покупки в организациях торговли с использованием банковских карт, приведет к закрытию программ лояльности для держателей карт и прекращению развития новых технологий в данной области, что повлечет охлаждение рынка безналичных платежей.
Если изучить текущие тренды развития инфраструктуры и технологий, то станет понятно, что доля безналичного торгового оборота к 2025 году составит 70%. Но если будет принято ограничение, то доля, указанная выше, сократится до 45-46%. И, кроме того, торговые сети будут вынуждены сами и за свой счет приобретать и обслуживать оборудование для приема безналичных платежей.
Тут можно обратиться к мировому опыту. Он показывает, что законодательное регулирование платежного бизнеса имеет лишь негативные последствия. Так, в 2011 году в США законодательно снизили размер вознаграждения банков-эмитентов за покупки по картам. Тогда он был уменьшен с 1,4% до 0,7%. В результате, хотя и показалось, что ставки изменились незначительно, а цены для конечного покупателя не изменились, торговые сети просто повысили свою маржу. При этом маржинальность транзакционного бизнеса снизилась, а банки урезали программы лояльности. Некоторые же финансовые организации даже ввели комиссии за ведение счетов.
Схожая ситуация отмечалась и в Австралии, когда банки после соответствующих изменений в законе повысили стоимость годового обслуживания карт и в 2 раза снизили начисления по программам лояльности. Бизнес стал низкомаржинальным, и у банков пропали стимулы развивать новые решения для данной сферы.
Чтобы развивать безналичный торговый оборот в России, параллельно снижая стоимость услуг эквайринга, нужно популяризовать прием банковских карт в тех отраслях, где наличные еще преобладают. В этом случае по мере роста безналичного торгового оборота будут сокращаться и издержки для всех участников рынка безнала. Ускорить данный процесс можно за счет перехода в безналичный торговый оборот следующих потенциально перспективных сфер — продажа авто, аренда и продажа недвижимости, предприятия из категории микро- и малого бизнеса.
Последствия изменений
У экспертов есть целый ряд опасений, связанный с предлагаемыми изменениями в законодательство. Во-первых, Россия не может пойти по европейскому пути работы эквайринга. Ведь все инновации и бесконтактные платежи в нашей стране работают иначе. В результате, если нарушить существующий баланс, собьется курс на цифровизацию. А в этом направлении российский банкинг чемпион на данный момент. То есть по факту могут остановиться все инновации в банкинге. «Регулирование комиссии за эквайринг приведет к отмене большинства программ стимулирования безналичных платежей. При этом ритейлеры столкнутся с ростом наличного оборота, то есть будут вынуждены больше платить за инкассацию» — заявил банковский эксперт Эльман Мехтиев.
Также есть мнение, что такая инициатива фактически вынудит банки-эмитенты поменять условия обслуживания по картам в худшую сторону для клиентов, т.к. финансовым организациям придется сокращать программы лояльности и вводить дополнительные комиссии. «Рынок развивался и находил баланс несколько десятков лет, и сейчас любое вмешательство будет ошибкой и скажется прежде всего на увеличении затрат конечного потребителя» — говорит зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов.
А еще банки-эквайры перестанут предоставлять на безвозмездной основе POS-терминалы и инструменты автоматизации безналичных платежей. Кроме того, им придется взимать с партнеров дополнительные комиссии. Это, в свою очередь, приведет к удару по розничным сетям, в особенности тем, что принадлежат малому бизнесу. Связано это с тем, что на данный момент все оборудование принадлежит банкам, которые покупают необходимые аппараты и обслуживают их самостоятельно. В случае принятия поправок все эти траты лягут на плечи торговых сетей и малого бизнеса.
Также стоит понимать, что содержание устройств одного типа дает возможность банкам быстрее внедрять новые сервисы. Ведь закупка и обслуживание большого количества устройств одного типа экономически эффективнее и целесообразнее, чем разрозненное обслуживание.
Дискуссии по данному вопросу должны быть максимально конструктивными, и привлекать к ним следует всех участников индустрии банковских карт. При этом стоит принимать такие решения, которые позволят не ухудшать условия обслуживания для клиентов и предприятий торговли.