Грустную комедию Георгия Данелии о непутёвом сантехнике Афоне и сейчас любят многие, хотя в 2025 году ей исполнилось 50. Но не все знают, что после премьеры на режиссера тут же обрушились с критикой.
Много споров вызвал финал. И это при том, что Данелия долго думал, как же правильно завершить историю Афони.
В изначальном варианте предполагалось, что концовка будет открытой, с мрачным подтекстом. Сантехник прибывает в аэропорт, берет билет на первый попавшийся рейс и ждет посадки. К нему подходит суровый милиционер и требует предъявить паспорт. Но хмурый, уставший от жизни, да и от самого себя Афанасий совсем не похож на улыбчивого и полного надежд паренька в документе.
На этом картина и завершилась бы, если бы не оптимист
Данелия
?
. Он-таки дал своему персонажу шанс изменить всё. Возможно, последний. Откуда ни возьмись появляется та самая “кареглазая” Катерина и робко бросает фразу: “Мне кто-то позвонил. И я подумала, что это вы”. Уже теперь-то герой должен осознать, что жизнь подарила ему бескорыстную и любящую девушку, которая точно закроет собой огромную зияющую дыру в душе.
Однако хэппи-энд, по мнению критиков, картину только испортил. «Умные люди написали в рецензиях, что фильм мог быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле — банальный хеппи-энд…» – писал Данелия в своих мемуарах “Тостуемый пьет до дна”, которые мы в uznayvse.ru прочитали с удовольствием.
А вот зрители трагикомедию полюбили моментально. Обаятельный, хотя и абсолютно безалаберный Афоня в исполнении
Леонида Куравлёва
?
сразу стал родным для советского работяги. Было в нем что-то настоящее. Правда, и тут не без исключений. Данелия вспоминал, что некоторые зрители были откровенно возмущены романтизацией отрицательного героя. Пьяница, лентяй и патологический лгун просто не имел права на личное счастье. Одна дама в гневе буквально накинулась на Данелию с вопросом: «А вы, товарищ режиссер, сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» Тот невозмутимо ответил, что и с трезвым не доводилось. На этом дискуссия закончилась. А фильм продолжает жить, смешить, заставлять грустить и задумываться о главном уже не первое поколение россиян.