Современной молодежи этого сейчас не объяснишь, но было время, когда дети всей страны по пятницам бежали домой, чтобы успеть на передачу «В гостях у сказки», в которой раз в неделю показывали какой-нибудь детский фильм. Прямо скажем, маловато было тогда программ для школьников. Зато почти все киноленты девочки и мальчики знали отлично, и хоть и болели за положительных героев, особенно любили всякую нечисть. Кощеев и Водяных играли народные артисты, и как играли! Уже и сказки-то забылись, а цитаты от Бабы-Яги или черта какого до сих пор встречаются в нашей речи.
Содержание статьи
Образцовый Кощей
Лучшим в номинациях «Баба-Яга» и «Кощей» навсегда останется Георгий Милляр (1903-1993). Сын рано умершего французского инженера и дочки богатых промышленников, может, и актером-то и не стал, если бы не революция. Но семья лишилась состояния, и Георгий устроился в театр бутафором.
Потом его приметили, дали небольшие роли, а позже он стал звездой местного уровня в Геленджике. Милляр перебрался в Москву, играл в театре, который сейчас носит имя Маяковского. Но звездой его сделало кино — и лично режиссер Александр Роу.
В 1939 году Георгий Францевич впервые исполнил роль Бабы-Яги в «Василисе Прекрасной» и на десятки лет стал лицом нечистой силы в советском кино. Сила, конечно, нечистая, но невероятно обаятельная!
Вот «послужной список» актера. Он Кощей в фильмах «Кащей Бессмертный» (1944), «Огонь, вода и… медные трубы» (1967). Баба-Яга — в сказках «Морозко» (1964), «Огонь, вода и медные трубы…» (1967), «Золотые рога» (1972), «Финист — Ясный сокол» (1975). Черт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1961), царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе Длинной косе» и, конечно, всеми любимый Квак из «Марьи-искусницы». Помните же: «Ква-квак родную маму! Ква-квак родную папу!»
Милляр сыграл десятки самых разных ролей. Он мелькает во множестве фильмов, но, конечно, останется в памяти своими сказочными негодяями. Рассказывают, что когда в предпенсионном возрасте он сватался к ровеснице-соседке, то сказал: «Не волнуйтесь, я не мужчина, я Баба-Яга».
Очень романтичная Баба-Яга
В 1972 году на экраны вышел фильм «Лада из страны берендеев». Фильм не стал сенсацией, но запомнился тем, что на роль Бабы-Яги позвали не Милляра, а Майю Булгакову (1932-1994), актрису, которую зрители привыкли видеть скорее в серьезных ролях.
В 1973 году умер Александр Роу, человек, который много лет почти монопольно отвечал в СССР за сказки. Но жанр, к счастью, остался.
В фильме «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) роль Яги досталась Марии Барабановой (1911-1993). Актриса и до этого часто снималась в детских фильмах, но открытием эта работа не стала.
А вот песня Бабы-Яги в исполнении Валентины Кособуцкой (р. 1947) в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) составила конкуренцию самому Милляру. Героиня Кособуцкой — романтически настроенная особа, которая подчеркивает свою любовь к природе, к птичкам и к мальчикам с девочками. Последних, впрочем, она рассматривает исключительно в качестве еды. Фрагмент с этой песней на музыку Геннадия Гладкова и стихи Владимира Лугового «гоняли» во всех музыкальных концертах вплоть до распада СССР. Так что этот образ Бабы-Яги запомнился надолго.
Табаков против Филиппенко
В 1982 году на экраны вышла сказка «Там, на неведомых дорожках». Роль Бабы-Яги в ней исполнила Татьяна Пельтцер (1904-1992), которой тогда было под 80. Ее Яга кардинально отличалась от милляровской. Это добрая бабушка, которая с темными силами скорее борется. Да и Пельтцер осталась в своем любимом амплуа «доброй старушки». Такой Ягой она предстает и в веселой сказке «После дождичка в четверг» (1986).
«Вы на территории Бабы-Яги, — говорила гостям ее прижимистая героиня. — Платите пени».
Злобного Кощея в «Там, на неведомых дорожках» сыграл Александр Филиппенко (р. 1944). Серьезный актер, который в киносказках больше не снимался, если, конечно, не брать две экранизации «Мастера и Маргариты», в которых он исполнил сначала Коровьева, а потом Азазелло.
В фильме «После дождичка в четверг» совершенно новую трактовку образа Кощея предложил Олег Табаков (1935-2018). Его Кощей — скучающий балагур. Гад, конечно, но зато с такой очаровательной улыбкой. И чем-то напоминает табаковского же Людовика XIII из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров».
В 1988 году на экраны вышло очередное продолжение приключений Алисы Сезезневой, девочки из будущего из романов Кира Булычева. Фильм назывался «Лиловый шар», но даже несмотря на то, что в главной роли снова снялась Наташа Гусева, такой популярности, как у «Гостьи из будущего», у него не было. По сюжету на очередной планете Алиса и ее папа встречают сказочных злодеев, среди которых есть и Кощей — его сыграл Игорь Ясулович (р. 1941) — и Баба-Яга в исполнении Светланы Харитоновой (1932-2012). Светлана Николаевна, сыгравшая десятки ролей, была супругой суперзвезды советского кино Леонида Харитонова («Солдат Иван Бровкин»), впрочем, этот брак был недолгим. Ну а Игорь Ясулович, которого можно смело назвать королем эпизодов в советском кино, создал совершенно уникального Кощея, злобного, но интеллигентного.
Что греха таить, в советское время большие актеры считали съемки в сказках делом не самым серьезным. Скорее, чем-то для заработка. За сказки не давали орденов и премий. Милляр не был ни орденоносцем, ни лауреатом… Даже звания сначала заслуженного, а потом и народного артиста РСФСР (не Советского Союза) он получил уже в конце 1980-х, незадолго до конца своей длинной жизни. Да и то за выслугу лет.
Но, что удивительно, никто из этих звезд — а они были настоящими звездами — не халтурил. Наоборот, актеры отрывались и резвились, как могли. Спасибо им за нашу счастливую нечисть!