
Даша Шелест, идеальная советская девушка, звеньевая колхоза. Кадр из фильма «Кубанские казаки»
Содержание статьи
«ЕСЛИ ПОДРУГА НАЧНЕТ ТОНУТЬ, ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»
Клара Лучко появилась на свет деревенской девочкой: папа был председателем совхоза, мама — колхоза (а вообще они немало странствовали по городкам и весям Украины: их все время «бросали» на то, чтобы поднимать отстающие хозяйства или организовывать новые). Бабушка, воспитывавшая Клару, была неграмотной и не умела даже расписаться. Трудно, конечно, было представить, что саму Клару многие советские зрительницы будут считать эталоном элегантности, что на Каннском кинофестивале ее начнут осаждать толпы фотографов, что она объездит почти сорок стран мира («Сан-Франциско и Мехико, Индия, Африка, Ближний Восток, о Европе уже не говорю – это почти рядом»)…
В какой-то момент папа решил получить высшее образование, и семья переехала в Полтаву. После начала войны отец ушел на фронт, а Клара с родными отправилась в эвакуацию, в казахский город Джамбул, где окончила школу. Именно в Казахстан тогда были эвакуированы и киностудии, и ВГИК; однажды Кларе попала в руки газета с сообщением, что набирается актерский курс. И она отправилась за 500 километров в Алма-Ату на прослушивание, мало представляя себе, что такое кино (она понятия не имела, например, кто такой Эйзенштейн). На счастье, абитуриентка приглянулась председателю приемной комиссии Борису Бибикову: тот попросил ее представить, что она переплывает речку с лучшей подругой, и та начинает тонуть. «Что ты будешь делать?» Клара начала истошно кричать и рыдать, на этом прослушивание и завершилось. Она вышла из комнаты и вдруг услышала, как две девушки, проходящие мимо, говорят о ней: «Наверное, ее возьмут. Она так плакала!»
Ее взяли. Она приехала в Москву, начала учиться у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (воспитавших во ВГИКе целую орду выдающихся советских актеров и режиссеров). Едва ли она считала себя какой-то исключительной красоткой, но студенты были другого мнения. Эльдар Рязанов, учившийся на курс младше, вспоминал: «Она была немыслимая красавица: высокая, статная, яркая. О ней даже подумать было страшно. Во всяком случае мне. Она казалась гордой, неприступной, недосягаемой».

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь»
Александр Довженко, увидев ее в коридоре «Мосфильма», внезапно сказал: «Девушка, мне нужно ваше лицо. Я снимаю картину «Мичурин». Для вас у меня нет роли, но мы будем снимать сцену, очень важную, когда академик Пашкевич произносит речь перед студентами на встрече Нового года. И мне нужен только один ваш крупный план». Его Довженко снимал целый день, несмотря на то, что в этот день у него случился сердечный приступ. «Он отнесся к моему внешнему виду так, словно я играла главную роль.. Этот крупный план я запомнила на всю жизнь. Как будто я прошла школу великого Довженко… А ведь был снят всего один только кадр».
Потом примерно так же ее встретил и всмотрелся в нее другой знаменитый режиссер, Иван Пырьев, — и довольно быстро утвердил на роль Даши Шелест в «Кубанских казаках». Эта Даша Шелест, идеальная советская девушка, звеньевая колхоза «Красный партизан», в часы досуга поющая с подругами «Ой, цветет калина в поле у ручья», мгновенно прославила 24-летнюю Клару на весь СССР. А сама она в конце концов вышла замуж за Сергея Лукьянова, сыгравшего главную роль — председателя колхоза, «орла степного, казака лихого» Гордея Гордеевича Ворона, относившегося к Даше, как к дочке. В жизни актер был старше Клары на 15 лет. Лучко вспоминала, что, войдя в комнату, где она находилась, и увидев ее впервые, Лукьянов сказал: «Я пропал!», повернулся и ушел. Но, конечно, ушел недалеко.

Кадр из фильма «Цыган»
Драма заключалась в том, что Лукьянов был женат, и ради Лучко оставил жену и ребенка. Были слезы, скандалы — балерина Надежда Тышкевич, первая супруга актера, перенесла эту историю очень тяжело, долго не отпускала его. Но он, несмотря ни на что, с нею не остался.
С Кларой Лучко у них родилась дочь, они, судя по всему, очень любили друг друга, но в 1965-м Лукьянов умер от инфаркта. В 54 года. Прямо во время одного бурного и напряженного собрания в театре Вахтангова. Это был не первый инфаркт, муж, несмотря на то, что был еще не старым, под конец сильно сдал и ослабел, Клара Степановна ухаживала за ним, забывая о себе… А смерть его стала для нее катастрофой.
Она едва выкарабкалась. И через несколько лет познакомилась с известным журналистом Дмитрием Мамлеевым, который и стал ее вторым мужем.
РУМЯНЕЦ, ПОКОРИВШИЙ ФРАНЦИЮ
Уже в 50-е она начала активно ездить по миру со своими фильмами. На Каннском кинофестивале газеты писали о ней каждый день, называя «прелестной актрисой из Москвы со свежестью пастушки». «У меня тогда был румянец во всю щеку, и журналисты заключали пари — натуральный это румянец или искусный макияж. Один взял платочек и спросил, может ли он потереть мою щеку». Когда Клара однажды остановилась у ресторана, на нее набежала толпа охотников за автографами, прижала к высокому зеркальному окну, и оно разбилось; девушка испугалась, что придется платить, но владелец ресторана был лишь благодарен ей за рекламу. Во Франции она встретилась с Пикассо, в Индии — с Джавахарлалом Неру, его дочкой Индирой Ганди и внуком Радживом Ганди…

Кадр из фильма «Ларец Марии Медичи»
Не то, чтобы она снималась очень часто, но роли попадались яркие. А второй по-настоящему грандиозный успех после «Кубанских казаков» ждал ее в 1980-м, когда вышел телефильм «Цыган» про любовь цыгана Будулая и донской казачки Клавдии. (Героя сначала должен был играть Николай Сличенко, потом — Армен Джигарханян, но Клара Степановна в итоге вспомнила про Михая Волонтира, с которым за два года до этого снималась в молдавском фильме; его не хотели отпускать на съемки из театра, но актриса лично позвонила зампреду Совета министров Молдавии, с которым когда-то отдыхала в санатории, и решила вопрос за десять минут). Потом ей приходили десятки тысяч писем, главным образом — от женщин, которые во время просмотра «Цыгана» рыдали горькими слезами. «Когда вы прибежали в дом Будулая и не застали его, мне так хотелось быть с вами, обнять вас, успокоить…»
Самое душераздирающее письмо прислал один пермяк. Он в детстве, посмотрев «Кубанских казаков», «был заворожен. Ваша ослепительная, чарующая улыбка буквально сразила меня, и я неделю ходил по двору, не обращая внимания не девчонок». Через несколько лет увидел по телевизору «Двенадцатую ночь» — и «потом сидел, тупо уставившись в экран: хотелось кричать и плакать, молить, чтобы фильм не кончался, чтобы его повторяли вновь и вновь… Я перестал есть, спать, учить уроки. В дневнике появились двойки. Родители не на шутку забеспокоились и повели меня к врачу…» В итоге влюбленный зарекся смотреть фильмы с Лучко. Но много лет спустя, уже женившись и окончив кулинарный техникум, случайно наткнулся по телевизору на «Цыгана». «Первой моей мыслью было вскочить и убежать прочь, но тут же безнадежно махнул рукой — поздно». А «во время просмотра второй серии я радостно вскрикнул, увидев Вашу прежнюю, как и тридцать лет назад, улыбку!..» В общем, был большой скандал с женой.
«ЗАЧЕМ ВАМ ЕХАТЬ В ЧИЛИ?..»
Она обожала розыгрыши. Однажды гуляла по Ялте, увидела, что в переулке висят вывески на испанском языке, построены какие-то декорации под Латинскую Америку… Оказалось, Витаутас Жалакявичюс снимает сцену из фильма «Это сладкое слово — свобода!», причем основные съемки пройдут в Чили, куда группа улетает со дня на день (это было еще до пиночетовского переворота). Недолго думая, Лучко позвонила в гостиницу Жалакявичюсу и измененным голосом сказала: «Я эксперт из Госкино. Мы специально приехали в Ялту с художником, экспертом по Латинской Америке. Мы посмотрели декорации, и должна вас обрадовать: вам не нужно лететь в Чили, можно снять картину в Ялте. Поэтому работайте спокойно, не дергайтесь. Даже те, кто бывал в Сантьяго, не смогут отличить вашу улицу от настоящей чилийской… У вас и так получится!» Жалакявичюс, естественно, очень хотел в Чили, начал яростно доказывать «эксперту из Госкино», что лететь туда необходимо, спорил, горячился — и только потом, что-то заподозрив, спросил: «Клара, это ты, что ли? Вечно ты меня разыгрываешь…»
Как и у большинства советских кинозвезд, карьера у нее резко пошла на спад в 90-е и начале 2000-х. Возможно, лучше бы она вообще тогда не снималась: одной из последних ролей стала роль иностранной злодейки в фильме «Солнечный удар», во время просмотра которого 23 года назад автору этих строк хотелось залезть под кресло от неловкости. Его снял Рудольф Фрунтов, у которого Клара Степановна играла в «Ларце Марии Медичи» и «Тревожном воскресенье». Но то, что работало в 80-е, в новую эпоху безнадежно сломалось.
Хотя она очень хорошо и бодро выглядела (при том, что никогда не делала пластических операций), щеголяла шляпками, которых наколлекционировала неимоверное количество. И казалось, что впереди у нее еще много фильмов получше. Но в марте 2005-го, когда Клара Лучко снималась с Кириллом Лавровым в сериале «Разведенные мосты», ее не стало: оторвался тромб. Как писала тогда «Комсомолка», коллеги, прочитав в некрологах о ее смерти и ее возрасте, поражались: неужели ей и правда было целых 79 лет?..
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ
«Кубанские казаки» (1950)
«Большая семья» (1954)
«Двенадцатая ночь» (1955)
«На семи ветрах» (1962)
«Опекун» (1970)
«Цыган» (1979)
«Ларец Марии Медичи» (1980)
«Мы, нижеподписавшиеся» (1981)
«Карнавал» (1981)
«Профессия — следователь» (1982)
«Тревожное воскресенье» (1983)
«Возвращение Будулая» (1985)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
«Игра в кальмара-3»: зрители в восторге от концовки сериала