Содержание статьи
9½ недель (1985)
История всепоглощающей страсти, побеждающей разум, в свое время собрала 106,7 млн долларов в мировом прокате. Вот только на своей родине, в США, картина «9½ недель» не снискала безоговорочной победы. Пользователи IMDb, оценившие фильм на 5,9 из 10, называют его «смехотворным», «не особо эротичным» и «просто скучным».
На «Кинопоиске» ленту тоже критикуют, но настроения русскоговорящей аудитории в целом более позитивные. В свое время картина наделала у нас шуму. Для советской аудитории она стала новым, ранее невиданным зрелищем. «Этот фильм встряхнул весь мелодраматический жанр, заставив заиграть его совсем другими красками», — пишет автор под ником Axl.
Изголодавшиеся по соблазнам «свободного мира» граждане ломились в видеосалоны, чтобы посмотреть на страсти героев Микки Рурка и Ким Бейсингер. Следуя зову ностальгии, фильм пересматривают и сегодня, и он по-прежнему интересен публике — что подтверждает оценка 7,3 на «Кинопоиске».
Трудный ребенок (1990)
Комедия о мальчишке-сорванце, который изводит своих приемных родителей, увидела свет всего за несколько месяцев до выхода фильма «Один дома». Если бы случилось наоборот, она, скорее всего, осталась бы в тени. Но поскольку мир еще не познакомился с находчивым Кевином, роль главного экранного хулигана занял Джуниор.
В 90-е годы «Трудного ребенка» часто крутили по российским телеканалам, так что теперь фильм ассоциируется с самыми приятными периодами жизни — детством и юностью. Комедия оставила у многих хорошие воспоминания: отмечают и добрый посыл, и приятный юмор (хотя сегодня не все шутки кажутся остроумными). За всё это картина получила на «Кинопоиске» добротные 7 баллов.
А вот зарубежная публика, похоже, менее подвержена приступам ностальгии и предпочитает трезво оценивать качество сценария: из-за этого рейтинг ленты на IMDb — всего 5.5. «В сущности, проблема здесь та же, что и в «Гремлинах-2». Сюжет крутится вокруг идеи разнести всё вокруг, но через некоторое время ты устаешь от вариаций одной и той же шутки о милом ребенке, совершающем ужасные злодеяния», — пишет кинокритик Хэл Хинсон для The Washington Post.
Стой! Или моя мама будет стрелять (1992)
Русскоговорящая публика оценила комедийный боевик со Сильвестром Сталлоне на 6,7, тогда как на IMDb фильм про ловеласа-полицейского и его шуструю мамашу получил лишь 4,4 балла.
Многие зарубежные зрители назвали ленту «абсолютно глупой и ужасно несмешной». Позже сам Сталлоне заявил, что «Стой! Или моя мама будет стрелять» оказался самым неудачным проектом в его карьере и что это возможно, один из худших фильмов во всей Солнечной системе, включая инопланетные постановки, которые мы никогда не видели.
На русскоязычных платформах ленту восприняли куда теплее — 85% рецензентов комедия пришлась по душе. Фильм, по версии большинства, получился очень добрым и веселым. Особенно зрителям понравилось, что Сталлоне сумел посмеяться над собой. А самоирония — это как раз то, чего очень не хватает русским, как считает актер Алексей Гуськов.
Стриптиз (1996)
История стриптизерши Эрин (Деми Мур), пытающейся отобрать дочь у безответственного экс-супруга, выводит на эмоции ничуть не хуже, чем впечатляющие танцы главной героини. Почему россиянам так понравился «Стриптиз»? Возможно, фильм ассоциируется с эпохой VHS, когда подобные ленты воспринимались как запретное искусство.
«Фильм поразительно талантливо и гармонично сочетает в себе драматизм, комизм, динамичность, сексапильность», — подмечают пользователи «Кинопоиска», где картину оценили на 6,5 баллов.
Пользователи IMDb более категоричны. Основные претензии высказываются сценаристам, бессердечно перекроившим «чертовски хорошую книгу» Карла Хиасена, взятую за основу фильма. В 1993 году одноименный роман стал бестселлером, его прочитало полстраны.
Суть истории Хиасена в том, что все были смешными: он посмеивается над стриптизершами, руководством бара, клиентами, помешанном на сексе конгрессмене, хитром «сахарном» бароне, бывшем муже Эрин — над всеми. В фильме все персонажи уморительны, за исключением Деми Мур. И это портит всю вечеринку, — писал американский критик Роджер Эберт. Кажется, с ним согласны многие, раз драме присвоили лишь 4,6 балла.
Красотки (1998)
Французская комедия об интеллектуалке Сесиль, которая врывается в мир диких развлечений и соблазнов, получила лишь 4,7 балла на IMDb. Иностранцы обвинили картину в поверхностном сюжете и вопиющем сексизме.
Ситуацию усугубили неточности, связанные с персонажем Жерара Депардье — антропологом, изучающем жизнь маори (коренного населения Новой Зеландии). Представители маори выразили недовольство, заметив в фильме татуировки неправильных цветов и некорректное изображение ритуального танца хака.
Российская аудитория сосредоточилась на иных аспектах. Зрители рассмотрели в картине глубокий подтекст, порадовались отличным шуткам и полюбовались красивыми видами Средиземноморья — хотя бы на экране. Максимум, о чем мог мечтать среднестатистический россиянин в 90-х, — это Анапа, Геленджик, Сочи.
«Я считаю именно такими и должны быть комедии. Смотришь их и внутри все становится светлее, настроение улучшается, хочется романтики», — высказался на «Кинопоиске» пользователь под ником Mrs_Tasha. В итоге фильм с его 7.7 баллами встал в один ряд с такими хитами платформы, как линчевский «Малхолланд Драйв» и голливудская классика «Гражданин Кейн».
Ведьмак (2001)
Многие фанаты «Ведьмака» — новелл польского автора Анджея Сапковского — пришли к выводу: визуальные эффекты в современной киноверсии впечатляют, но польская экранизация все же ближе к литературному первоисточнику. «Да, этот сериал довольно старый, топорный и местами даже смешной. Однако он умудрился показать мне ту атмосферу, которая творится во вселенной Геральта из Ривии», — комментируют подписчики «Кинопоиска», где проект оценили на 6,6 балла.
Кинокритику Александру Трофимову понравился в частности исполнитель главной роли. Даже критики сериала признают, что, несмотря на все минусы, Геральт из Михаила Жебровского вышел превосходный. Отлично подобран актер, отлично сыграл, — пишет Трофимов.
А вот пользователей IMDb сериал, похоже, не особо вдохновил — о чем говорит оценка в 3,8 из 10. Интересно, что сам Сапковский тоже остался недоволен первой экранизацией своих книг. На просьбу высказать свое мнение по поводу сериала писатель отреагировал следующим образом: Ответить на этот вопрос я могу только одним словом, и это будет слово неприличное, хотя и краткое.
Как видно, российские зрители зачастую теплее относятся к фильмам, которые на Западе не получили признания. Почему у нас многие картины воспринимаются иначе, чем во всем мире? Что ж, причин может быть великое множество: от культурного контекста и политической ситуации до разных ожиданий и жанровых предпочтений. В любом случае спорить о вкусах — тем более, в таком деликатном деле — неприлично.