О том, как будет развиваться парковая индустрия Москвы, аif.ru рассказал эксперт Московского урбанистического форума, директор «Ассоциации парков России» Денис Цуканов.
Анна Соколова, aif.ru: — Денис Сергеевич, есть ли какие-то тенденции в развитии парковой культуры Москвы?
Денис Цуканов: — Я считаю, что прорыв произошел в 2011 году, когда стартовала программа «Развитие индустрии отдыха и туризма», когда встал вопрос развития парковых территорий. Начали с парка Горького, «Музеона», «Сокольников», создали несколько крупных государственных автономных предприятий, которые смогли начать заниматься коммерческой деятельностью, чтобы основные доходы направить на развитие.
И, если раньше мы ездили за рубеж, смотрели, как должны выглядеть парки, то теперь наоборот, все из-за рубежа едут к нам. Я тоже за эти 10 лет, что парками занимаюсь, очень много ездил по миру, много разных пространств видел и объективно заявляю, что в Москве самые лучшие парки. Главное — многообразие объектов. Есть зоны активного отдыха, есть тихие природные уголки, на любой случай жизни.
Хотя начиналось все очень сложно. Изначально вообще была задача просто привлечь людей в парки, потому что жители не хотели туда ходить. И делать там было нечего и опасно для здоровья и жизни, особенно в вечернее время. Это уже потом появилась необходимая инфраструктура для проведения качественного времени в парках. Освещение, дорожки, детские и спортивные площадки, точки общепита, туалеты. Это то, с чего мы начинали.
— О да, туалеты — самый важный вопрос. И я не иронизирую.
— Туалеты во всех парках мы открыли сразу, а в некоторых очень качественные, даже дизайнерские — это в парке Горького, в Сокольниках. В Сокольниках вообще расписные были, класса «Люкс». Бесплатные, кстати. Люди туда как на экскурсию ходили, фотографировались. Ценны в том числе и особо охраняемые природные территории (ООПТ).
— Сколько их в Москве по площади?
— 20 тысяч гектаров. И, по статистике Мосэкомониторинга, 90% москвичей имеют выход в пешей доступности к озелененным территориям. Такого нет ни в одном городе мира. Мы уже тут на Урбанфоруме обсуждали, что Москва по сути уже выполняет лечебно-оздоровительную функцию. Потому что есть очень много природных уголков с так называемым фитоцидным эффектом. Люди прогуливаются по территории парка и если там действительно следят за зелеными насаждениями, то они вырабатывают специальные активные вещества, которые нейтрализуют действие вредоносных бактерий и микроорганизмов, благотворно влияют на организм человека.
За последние 12 лет Москва совершила качественный скачок в развитии парковой культуры. И если раньше мы как-то стеснялись показывать зарубежным коллегам наши парки, то сейчас наоборот. Мы смело отправляем их туда на экскурсии и все приходят в восторг. Восхищаются и так называемыми «визитными карточками» столицы — парком Горького, Зарядьем, ВДНХ и парками спальных районов.
— По сравнению с парками советского времени в современных почти нет аттракционов. Идет тренд на тихий, естественный отдых?
— Когда в 2011 году начались преобразования, у нас пошла тенденция на снос устаревших аттракционов. Сейчас эта тема начала обретать второе дыхание. Появились «Колеса обозрения» — на ВДНХ, на объектах в Подмосковье, то есть такие объекты, которые, помимо коммерческой составляющей для арендаторов, несут еще и функцию центров притяжения. Появились и специализированные развлекательные парки — «Остров мечты», «Сказка». Но упор сейчас все же на культурно-образовательную составляющую: почти во всех парках есть лектории, клубы по интересам.
— Что касается международного сотрудничества, сейчас, в текущей политической ситуации многие связи, наверное, разрушились?
— Да, мы переориентируемся потихоньку на Азию и Африку, уже наладили взаимодействие с представителями этих континентов. В октябре отправляемся в парковую бизнес-миссию в Тегеран. Будем делиться с иранцами опытом, привезем производителей — тех, кто работал с парками Москвы. Азия очень заинтересована в нас. И мы в ней. Там есть уникальные парки. Мы сейчас ведем переговоры с Китаем и Индией на предмет сотрудничества. Однозначно, у нас появятся новые совместные проекты.
— Какое будущее у столичной парковой культуры?
— Парков будет еще больше — вот это могу определенно сказать. Запрос на это есть как у населения, так и у власти. Они будут разными — и развлекательными, и ландшафтными, с изысками самых лучших дизайнеров. Много новых пространств появилось за последнее время. Например, уникальный парк «Яуза», еще пять лет назад его не существовало. А после объединения нескольких территорий севера и северо-востока у нас появился самый длинный эко-парк в Европе. Вот, подобные этому проекты будут реализовываться в ближайшие годы — в Москве есть, где развернуться. Однозначно, будущее за парками.