15-летняя Алина Загитова завоевала серебро в командных соревнованиях, при этом выиграв короткую программу, установив мировой рекорд – 82,92. Тренер Татьяна Тарасова назвала юную спортсменку – «настоящей звездой» фигурного катания.
Родные и близкие олимпийской чемпионки рассказали, что помогло маленькой девочке из Ижевска покорить мир фигурного катания.
Ильназ Загитов, отец:
«Болеть за дочку остался дома, но выступление ее посмотреть не получилось: так сильно переживал, что во время проката Алины вышел в подъезд. Стоял там один среди ночи и, глядя в окно, мысленно считал минуты и секунды ее проката. И вернулся в квартиру ровно к оценкам – их смотрел уже в прямом эфире. Ну и после всего, конечно, в записи посмотрел. Жена Лейсана в это время с нашей младшей Сабиной, ей 10 лет, была на тренировке – она тоже занимается фигурным катанием. Сестренка на всю Олимпиаду осталась со мной в Ижевске, а вот мама на индивидуальные соревнования болеть за нашу старшую полетела в Пхенчхан. А мы на родине за нее молились всей семьей. Для меня самое главное, что Алина в командном турнире не подвела страну (Загитова откатала произвольную программу с лучшим результатом в карьере. — Прим. „Антенны“). Ее серебро дорогого стоит, настолько тяжело оно далось нашей сборной».
«Счастлив, что дочь справилась с ответственностью. Ее успехи в спорте – заслуга, прежде всего, супруги, которая сама хотела стать фигуристкой. Она все в нее вложила. Я тоже, конечно, принимал участие в воспитании, но по большей части был на своих тренировках, в разъездах (Загитов до 2016 года являлся главным тренером хоккейного клуба „Ижсталь“. — Прим. „Антенны“). Нам всем немного не верится, что дочка, которая всего три года назад переехала в Москву, добилась таких выдающихся результатов. Кстати, как раз перед ее отъездом нам как будто был дал знак. У нас в Ижевске есть центр истории спорта, и вот его заведующая три года назад подарила мне книгу, где собраны все достижения наших земляков на Играх, и подписала ее специально для Алины. Мы тогда и загадывать не могли, что дочка завоюет для малой родины олимпийскую медаль. Хотя и назвали ее в честь знаменитой олимпийской чемпионки Алины Кабаевой. Я эту историю вспомнил, пока на нее по телевизору смотрел, а Алина даже не знает, что в шкафу есть такая книга. Вернется – пожалуй, отдам».
Надиля Сафуанова, бабушка по маме:
«Три года назад мы с Алиной переехали из Ижевска в Москву заниматься у Этери Тутберидзе, которая в Сочи-2014 сделала олимпийской чемпионкой Юлю Липницкую. А мама с папой и младшей сестренкой остались дома, так что в столице воспитываю Алиночку и слежу за ней я одна. В Москве стараемся в школе тоже успевать – хорошо учиться. И полноценно отдохнуть. В свободное время, которого у нее практически нет, ходит в кино, особенно на фильмы про животных, обожает гулять в парке. В Москве есть торговый центр, где стоят вольеры и там прямой контакт с животными – это она очень любит: посмотреть, потрогать птичек и зверюшек, особенно самых маленьких. Возвращается домой и рассказывает взахлеб: «Там и козы, и барашки есть». Она в восторге ото всех животных, трепетно к ним относится. Ей всегда жалко, когда кто-то обижает наших меньших братьев. Она даже при просмотре фильмов, если такое происходит, переживает, плачет. В Москву с нами переехала кошка Ириска – она с нами живет уже 10 лет. Взяли ее маленьким котеночком, а теперь уже большая кошечка, очень любит Алину, и Алина ее любит. Еще у нее есть собачка Леди – она живет у другой бабушки. А дома в Ижевске остались шиншиллки, с которыми она любит общаться. Они ее ждут: приходит – погладит, уходит – что-нибудь скажет, покормит. Сама Алина очень любит японскую кухню – роллы. Татарские блюда я сейчас ей не готовлю, потому что ей ничего нельзя кроме каши, мяса и супа. Раньше все сами для нее лепили – и пельмени, и беляши, но сейчас из-за режима от этого отошли. В Москве она со всеми хорошо общается, у нее взаимопонимание и хорошие отношения и с мальчиками, и с девочками в группе, но все близкие подруги – в Ижевске. После победы она не зазвездилась. Это и в группе не приветствуется, и в ней самой этого нет – она скромная. Это нас особенно радует».
Марсель Шевцов, троюродный брат:
«Мне 21 год, я старше ее на 6 лет. В детстве мы росли вместе в Ижевске. Мой отец и ее мама – двоюродные брат и сестра. Самое любимое развлечение в детстве – ездить на татар-базар. Мы там играли в прятки и в жмурки. Она росла девочкой бойкой, веселой. Взрослых она немножко стеснялась, а с нами была обычным ребенком. Когда собирались несколько семей, родители делали шашлыки, а мы рядом носились, забирались в машины. Она много тренировалась, поэтому не успевала заниматься в школе, и мы ей немного помогали, давали какие-то дидактические материалы по английскому языку, по математике. Ее бабушка консультировалась со мной. Я ей советовал диктанты писать, чтобы развивать грамотность. Она серьезно относилась к учебе, старалась везде успевать, не забрасывала школу. Насколько я помню, другими видами спорта она не занималась. Как с детства ее поставили на коньки, так и все. Скорее всего, повлияли родители. Слава ее нисколько не изменила, она не зазналась, когда с ней видишься наедине, она такая же. Перед Новым годом я был в Москве, заезжал к ним, и мы очень хорошо общались, хотя Олимпиада была на носу. Даже «В контакте» у нее завал сообщений, потому что нет времени ответить. А так – все, как в детстве».
Анастасия Белтюкова, одноклассница:
«Мы учились вместе в гимназии №83 в Ижевске с первого по шестой класс, до ее переезда в Москву. На физкультуре у нее была очень хорошая гибкость – все удивлялись. Из нее могла бы получиться и хорошая гимнастка. Папа у нее тренирует хоккейную команду, возможно, она хотела продолжить путь своих родителей и выбрала фигурное катание. Семья у них спортивная. И все связано со льдом. У нее были постоянно тренировки, поэтому она пропускала много занятий из-за них, но она очень старалась учиться. Погулять она тоже любила. Мы катались на велосипедах. Как любой подросток, любила проводить время с друзьями. Она очень трудолюбивая девочка, даже много пропуская, старалась добиться уровня гимназии. Очень веселая, всегда улыбалась, что бы ни случилось, красивая. Из-за того, что она много прогуливала, а училась, тем не менее, хорошо, к ней в школе поначалу относились… специфически. Завидовали, не знали, что так бывает. Но ее дружелюбие и сильный характер в итоге нас с ней примирил. И все стали с ней дружить».
Лариса Санина, первый хореограф:
«Ко мне и ее первому тренеру Наталье Антипиной девочка пришла в пять лет, после того, как ее семья переехала из Альметьевска в Ижевск. Насколько я знаю, ее мама сама мечтала стать фигуристкой, но что-то не получилось. И записала на фигурное катание дочку. Это была больше идея мамы. Когда Алина была маленькой, она выделялась среди других девочек особым артистизмом, но не большими успехами и результатами для ее возраста – были девочки и посильнее. Но она всегда была артистичной и выносливой. А когда подросла и стала выступать по второму и первому юношескому разряду, то у нее появились высокие результаты, и она стала о себе заявлять. Ее артистизм – это, во-первых, очень красивая, точеная фигурка. Во-вторых, на нее было очень приятно смотреть в программе, как она ставила ручки и ножки, как ее учили. Могла выразить суть программы, которую я ей ставила. Вот этим она выделялась. А потом техника стала более совершенной, и хорошо пошли прыжки. Когда она от нас уезжала, то уже прыгала двойной аксель и в наличие у нее было два тройных прыжка – тройной сальхов и тройной риттбергер. По характеру она девочка скромная, и с ней всегда было приятно заниматься, работать. Она совсем не была капризной. А заставлять трудиться приходится всех в этом возрасте. Как Алина потом сама говорила, только в Москве она поняла, что нужно работать и работать самой, а не тренер должен ее заставлять трудится. Она легко усваивала элементарные переходы, шаги в программах, работу рук – ей это все легко давалось».
«Разговоров про Олимпиаду мы никогда не вели. Тут большую роль сыграла мама, которой надо сказать спасибо, потому что помимо наших тренировок мама всегда с ней дополнительно занималась дома элементарной физической подготовкой. По лесенкам она у нее бегала, пистолетом приседала. А главное – мама решилась и съездила показала свою девочку Этери Тутберидзе, и та ее взяла. Конечно, было немножко жаль, потому что в нее вложено много наших трудов, но она попала в хорошие руки и мы за нее только рады. На льду они с Евгенией Медведевой друг друга заводят – хотят быть лучше, а вне льда вроде бы дружат. Другие девочки к ней всегда тянулись, она в компании не была замкнутой. Но в то же время скромная и где-то даже стеснительная. Очень приятная в общении. Сейчас она более уверена в себе. Раньше она не была так уверена в себе, может, после не очень удачных прокатов. Надеюсь, что сейчас она подняла себе самооценку хоть чуть-чуть».
Наталья Антипина, первый тренер:
«У Алины на сегодня из всех женщин-одиночниц – самая сложная программа в мире. Первый тройной прыжок, который она выучила, – риттбергер. Поэтому у нее в каскаде с лутцем – не тулуп, а риттбергер. Этот каскад – ее козырь. И все прыжки она делает во второй части программы, что добавляет сложности. После ее короткой программы Татьяна Тарасова отметила, что она дышит не ртом, как все, а носом. Вот настолько на физически выносливая, что не задыхается. Она одна такая в мире. И это, отмечу, не после обычного проката, а после самого сложного в истории фигурного катания. При этом изначально она никакими выдающимися качествами не обладала: всего достигла упорными тренировками. На Олимпиаду поехала после тяжелых переломов руки и ноги – и вот что там показала. А ее мама три года назад перед отъездом в Москву сказала кому-то в нашей группе: встретимся на Олимпиаде. Мы тогда даже всерьез это не восприняли, настолько далекими казались Игры для этой маленькой, ничем не выделявшейся тогда девочки».
Спортсменки, которые круче и краше голливудских красавиц
Надежный тыл: горячая десятка жен спортсменов