Актерская карьера Мэк началась рано — в четыре года она уже снималась в рекламе на телевидении. Родители отдали ее в престижную актерскую школу, и уже в шестилетнем возрасте она снялась в большом кино — «Полицейская академия 6: Город в осаде». Первая известность пришла к Мэк благодаря эпизодической, но яркой роли в телесериале «Седьмое небо», где она сыграла подростка, занимающегося селфхармом. После окончания школы в 2001 году она планировала отправиться в Лондон учиться актерскому мастерству, однако ей предложили пройти кастинг в научно-фантастический сериал «Тайны Смолвиля», посвященный юности Супермена, и 18-летней артистке досталась одна из главных ролей в телешоу.
Роль Хлои Салливан в «Тайнах Смолвиля» стала для Мэк пиком актерской карьеры — ее узнавали благодаря «супергеройскому» сериалу еще долгие годы после его завершения. «Люди относятся ко мне как к давнему другу, и это очень мило»,
— рассказывала она в 2017 году.
Содержание статьи
Чайник и чашки
Начиналось все довольно безобидно: встречи Nxivm для новичков маскировали под семинары по саморазвитию для женщин под названием JNess. Никаких свечей и адептов в балахонах — офисное помещение, стулья, кофе и чай. На мероприятии выступала Нэнси Зальцман, бывшая медсестра, которая вместе с Раньером стала соосновательницей культа в 1998 году. Она затирала слушателям избитую байку «про чайник и чашки» — о том, что женщины по природе своей моногамны, в то время как мужчинам необходимо иметь много партнерш, чтобы «распространять свое семя». Организаторы встречи знали, что к ним пришла знаменитость (Мэк в то время снималась уже в пятом сезоне «Тайн Смолвиля»), за обработку актрисы взялась дочь Зальцман Лорен, тоже входившая в высшие круги Nxivm.
За пару дней Лорен и Эллисон стали чуть ли не лучшими подругами. По окончании семинара актрису пригласили отправиться на частном самолете в Олбани, штат Нью-Йорк, чтобы встретиться с лидером движения Китом Раньером. Одна из бывших участниц культа рассказывала, что через несколько недель, возвращаясь в Олбани, с удивлением обнаружила, что Мэк все еще находится в кампании Раньера, — актриса сказала ей, что «отлично проводит время».
Позже Эллисон призналась, что увлеклась культом из-за недовольства своей актерской карьерой. Познакомившись с главой Nxivm, она попросила его «вновь сделать ее великой актрисой»
«Они составили документ, который мне пришлось подписать, там я свидетельствовала о том, что они влюблены друг в друга, и что их женитьба реальна. Тогда я не понимала, что совершаю федеральное преступление. Они не были влюблены, Ники была канадкой, и ей нужно было жениться, чтобы остаться в стране. Вся эта история была срежиссирована Китом»,
— рассказывала Индия.
Персональный Том Круз
Раньер прекрасно осознавал ценность Мэк — харизматичной, известной и моментально располагающей к себе актрисы; Эллисон же, проникшаяся идеями Nxivm, занялась активным поиском новых членов. О «меняющих жизнь» курсах актриса начинала говорить, как правило, через 30 или 40 минут беседы; если собеседник говорил Мэк, что ее втянули в секту или что она стала последовательницей культа, она навсегда дистанцировалась даже от близких друзей. Эллисон уговорила пойти на «курсы» своих родителей, а также пыталась рекрутировать знаменитостей, пользуясь своим звездным статусом.
Новичкам Nxivm на курсах личностного роста обещали помочь обрести уверенность в себе, научиться самовыражению. «Познав свою внутреннюю природу, мы овладеваем нашей созидательной силой, которой обладает каждый человек. Так человечество может возвыситься до своего истинного благородства», — говорилось на сайте организации. Раньер построил свой культ на идеях разнообразных нью-эйдж-идеологий, утверждая, что люди с раннего детства перенимают идеи и установки, которые впоследствии мешают им жить, и эти барьеры — психологические и физические — должны быть устранены.
Большая часть последователей культа не были связаны с сексуальными практиками, о которых чаще всего рассказывали в прессе, — для них Nxivm оставался движением с дорогостоящими обучающими курсами, за счет которых и жила его верхушка. Но Раньеру мало было оставаться нью-эйдж-гуру — для наиболее внушаемых послушниц он и его сообщницы организовали внутренний круг Nxivm, получивший название DOS (Dominus Obsequious Sororium — участниками расшифровывалось как «хозяин послушных женщин»).
Желавших войти в тайный круг вынуждали отдать «залог» — личную компрометирующую информацию вроде фотографий в обнаженном виде, домашнего порно, признания в преступлениях или данных о банковских счетах (в иных случаях — все вышеперечисленное); якобы это было гарантией того, что послушницы не раскроют секреты DOS, на деле же их шантажировали, принуждая заниматься сексом с Раньером. Нарушивших дисциплину ждали наказания — их заставляли выполнять физические упражнения, принимать ледяной душ или стоять в снегу поздней ночью.
Иерархия в DOS была пирамидальной: Раньер назначал «хозяек», те набирали себе рабынь, от которых требовали полнейшего послушания; впоследствии рабыни получали право набрать собственных подчиненных. Послушниц сажали на строгие диеты, чтобы их тела соответствовали вкусам лидера; обряд инициации заключался в клеймении при помощи мини-паяльника. Процесс занимал до получаса — рабынь раздевали, заставляли лечь на стол, после чего выжигали им на бедре инициалы К и Р (Кит Раньер), а также Э и М — Эллисон Мэк. Сообщалось, что актриса была причастна к введению этого обряда в DOS.
Во внутреннем круге Nxivm Мэк оказалась после того, как Раньер растерял своих главных сообщниц — те либо погибли, либо оставили культ. Одна из экс-советниц Кита — Кристин Киффе, покинувшая секту в 2014-м, — говорила, что лидер Nxivm приблизил к себе Эллисон примерно в это время. Блогер Фрэнк Парлато, короткое время работавший пиарщиком в Nxivm, утверждал, что у Мэк «не было хороших навыков, чтобы ублажать Раньера, но зато у нее были способности приводить ему в спальню других женщин, ошеломительных красоток». В подчинении Мэк, как заявило впоследствии обвинение, находилось более 50 рабынь, которыми она управляла жестко и эффективно; в частности, вынуждала их «соблазнять» Раньера.
Большая ошибка
В марте 2018-го Раньера арестовали в Мексике, обвинив в торговле людьми, использовании женщин в качестве сексуальных рабынь и насилии над ними. Мэк была арестована в следующем месяце. За помощь Раньеру ей грозило до 17 лет тюрьмы. Поначалу актриса отказалась признавать вину, однако в апреле 2019-го во всем созналась. Суд тем не менее затянулся из-за пандемии коронавируса — последние заседания состоялись лишь в июне 2021-го.
«В заключительном слове Мэк принесла извинения всем, кому навредила, заявив, что искренне верила учению Раньера и только после ареста начала открывать для себя весь ужас содеянного.
Я с головой нырнула в учения Кита Раньера. Я искренне верила, что его менторство сделает меня лучше, просветленнее. Я отдала ему свою верность, свои ресурсы, посвятила ему свою жизнь. Это самая большая ошибка и самое большое сожаление в моей жизни»,
Мэк обратилась к друзьям и родным, от которых дистанцировалась, когда они пытались вытащить ее из культа: «Я отталкивала вас и отказывалась от общения, когда вы пытались спасти мою жизнь. Я сожалею, что я была такой упрямой. Мне жаль, что я была слепа к вашей заботе и глуха к вашим мольбам». Мэк также попросила не приговаривать ее к реальному заключению.
Во время вынесения приговора суд назвал Эллисон одной из главных и активных сообщниц Раньера, признав виновной в порабощении доверившихся ей женщин и манипуляции ими: в шантаже, в изолировании от внешнего мира, в лишении их сна и пищи, в принуждении к неоплачиваемому труду. Жертвы на судебном процессе рассказали о жестокости Мэк, заявляли, что она получала садистское наслаждение от их страданий и сама выдумывала все новые способы унизить их.
При этом судья принял во внимание тот факт, что актриса содействовала следствию, в подробностях раскрыла структуру культа Раньера и рассказала о его преступлениях, предоставив обвинению важные доказательства против него. Эллисон, отметил суд, признала вину и раскаялась в своих действиях. Также судья указал, что Мэк сама стала жертвой лжи и манипуляций со стороны Раньера. Из-за всего вышеперечисленного ее приговорили всего лишь к трем годам тюремного заключения.
Кадр: сериал «Тайны Смолвилля»
Самые злобные монстры
Публичные извинения Мэк перед жертвами вызвали у последних неоднозначную реакцию. Ее бывшая рабыня Индия Оксенберг сказала, что до сих пор не может поверить в приговор, добавив при этом, что убеждена в беспристрастности судьи. Она отметила, что Мэк публично отреклась от Раньера, и выразила надежду на то, что это поможет ее прямым жертвам (включая саму Оксенберг) почувствовать себя в большей безопасности. Еще одна пострадавшая от действий Мэк — актриса Джессика Джоан — в формулировках была куда более жесткой: прямо перед оглашением приговора она выступила в суде, назвав Эллисон «хищницей и угрозой обществу, которой не жаль своих жертв».
«Она может сколько угодно винить во всем Кита, но они — два сапога пара. Она выследила меня, как хищница выслеживает жертву. Эллисон Мэк и Кит Раньер — два самых злобных монстра, которых я когда-либо встречала»,
— Джессика Джоан.
Близкие Мэк рассказывали, что девушка оказалась втянута в Nxivm в тот период, когда пыталась найти какой-то высший смысл в своей жизни. До вступления в секту она, к примеру, занималась благотворительностью; но общение с Раньером и участие в культе полностью изменили ее, превратив в агрессивную манипуляторшу. Подобные трансформации личности, в том числе массовые, в истории человечества не редкость: следующие за авторитетным лидером люди склонны выполнять его указания даже несмотря на внутренние конфликты и моральные дилеммы. Деяния Эллисон Мэк хоть и кажутся чем-то из ряда вон выходящим — речь все-таки о знаменитой актрисе, — но в повседневности, к сожалению, встречаются куда чаще. Ведь для того, чтобы потерять связь с собственной человечностью, не обязательно оказываться в секс-культе и следовать за духовным гуру — достаточно просто сесть в лаборатории рядом с ученым или надеть форму. А там и до паяльника недалеко.