Помните, как в прошлом году все накинулись на американскую поп-диву, солистку Black Eyed Peace Ферги, которая слишком сексуально исполнила национальный гимн США на матче всех звезд NBA? Думал ли я, услышав о мировом скандале, что попаду в похожую ситуацию? Нет, но это случилось.
11 июня, накануне Дня России, я выступил с акустической программой на сцене Античного театра в музее «Херсонес Таврический» в Севастополе. Для меня этот концерт стал сбывшейся мечтой — я многие годы смотрел на Arena Di Verona, амфитеатр Pompei, где давали концерты западные артисты, и мечтал о такой площадке. А потом увидел такой же амфитеатр в «Херсонесе», случайно оказавшись на экскурсии. Идея была смелой — до меня на этой сцене не выступал ни один эстрадный артист. Я стал первым. Но ее поддержали, месяцы подготовки — и вот концерт, аншлаг, зрители в восторге, нас долго не отпускают со сцены.
Сбылась моя мечта, я благодарен городу. Чтобы выразить признательность зрителям, я включил в программу одну нерепертуарную песню, которую здесь все знают и любят. Гимн «Легендарный Севастополь», написанный в 1954 году композитором Вано Мурадели и поэтом Петром Градовым, воспевает город — гостеприимный, богатый своим культурным и историческим наследием, стратегически важный на карте нашей страны.
Мы с моим живым бэндом Freeugolnik выступаем с акустическими инструментами — три гитары и барабаны. Учитывая специфику жанра, мы переложили партитуру гимна на несколько партий, таким образом выразив уважение к этой крупной музыкальной форме. Мы пригласили детский хор — некрепкие звонкие голоса помогали изо всех сил. С нами на сцену вышли воспитанники Севастопольского президентского кадетского училища — это был красивый музыкальный номер. Зал встал с первых нот, и мы вместе спели поистине народную песню хором.
А потом на меня стали «шить дело»
А через неделю региональная пресса бросилась обсуждать как будто поданное на меня заявление в прокуратуру о нарушении Закона №148-ЗС «О гимне города Севастополь» с обвинением в том, что «авторская аранжировка и несоответствие тембра голоса не позволили мне выполнить требования закона».
Не поленился и закон все-таки открыл, оказалось, он разрешает исполнение песни «в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, либо ином вокальном и инструментальном варианте», каким и является наш. И таким образом обвинение по факту свелось к тому, что я просто исполнил песню не так, как этого ожидали авторы пасквиля, которых, уверен, даже не было на концерте.
Я даже знать не хочу, действительно ли было подано это заявление или нет, но оно заставило меня задуматься о более глубоких вещах, которые все еще остаются актуальными сегодня, несмотря на то что даже за последнее десятилетие кардинально изменилась жизнь, взгляды на культуру, право на самовыражение и интерпретацию.
Почему на вещи, которые складывались веками, некоторые из нас до сих пор не хотят смотреть под другим углом? Почему мы не мотивированы к тому, чтобы что-то менять и делать по-новому?
Сегодня гармония в неожиданном и непредсказуемом
Прогресс в любом виде человеческих достижений невозможен без ломки стереотипов. Когда на привычные вещи накладывается вето, с течением времени это мешает людям формировать новый взгляд на жизнь. В такой ситуации о каком прогрессе, развитии, о каких новых ориентирах мы можем говорить? Большинству из нас все еще очень тяжело меняться — поэтому мы не приемлем новые прочтения, другие аранжировки и иначе исполненный гимн.
Вспомните скандал в Новосибирском театре оперы и балета вокруг оперы «Тангайзер», в которой «не по назначению использовалась церковная символика»? Или демонстрации в Санкт-Петербурге против строительства небоскребов «Охта-центр» и «Лахта-центр», которые «уродуют исторический облик города»? Или требования снести новое здание Мариинского театра? Я хотел бы этих людей спросить — как же в Лондоне великие архитектурные шедевры викторианской эпохи соседствуют с небоскребом Mary Axe Нормана Фостера и Центром водных видов спорта Захи Хадид? А ведь этот город как минимум на 1600 лет старше Санкт-Петербурга! И британцев никак нельзя упрекнуть в неуважении к истории.Ферги
Невозможно жить в тех культурных обстоятельствах, исторических традициях, в той архитектуре, которые были уместны, когда создавались. Время меняется — меняются привычки людей, меняется культура. Пора привыкнуть к тому, что в современном мире правит эклектика! Сегодня гармония в неожиданном и непредсказуемом.
Если бы среди нас не появлялись люди, предлагающие новые (часто бунтарские) взгляды на традиционные вещи, мы бы застряли во времени. Если бы Габриэль Шанель, Жорж Санд и Марлен Дитрих однажды не надели брюки, женщины до сих пор ходили бы в юбках. Если бы не сгоревший заживо Джордано Бруно и жестоко осужденный Галилео Галилей, мы бы до сих пор думали, что земля — центр Вселенной. Если бы группа инженеров не предложила инновационный для своего времени двигатель внутреннего сгорания, мы бы до сих пор ездили на лошадях. Марлен ДитрихЕсли бы техники разных стран на протяжении нескольких десятилетий не оставляли попытки синхронизировать картинку со звуком, мы бы до сих пор смотрели немое кино, а ведь в начале 20 века писались целые петиции о том, что звуковое кино не нужно и оно убьет кинематограф! Посмотрите, на эту тему есть прекрасный фильм «Актер». В конце концов, если бы не упразднили инквизицию, церковь продолжала бы сжигать людей. А сколько скандальных примеров, когда художники в своих произведениях смотрят на мир другими глазами? Когда традиционные оперы и балеты подлежат иному музыкальному осмыслению?
Невозможно сохранить, что имеем, не давая ему новую жизнь
Сегодня это постепенно начинает становиться нормой. Сегодня люди живут по-другому. Сегодня время исчисляется другими величинами, информация передается быстрее, приоритеты расставляются иначе. Более того, стирая рамки, расширяя границы, мы получаем возможность привлечь к традиционной культуре новую аудиторию, новые лица. Посмотрите, какой резонанс в свое время вызвал спектакль «Мертвые души» или балет «Нуреев» в Большом театре в постановках Кирилла Серебренникова, который известен самыми смелыми трактовками известных произведений, новаторскими формами! Большой вопрос, заинтересовалось ли бы в такой мере классикой молодые современники, которое только начинает формировать свой художественный вкус, если бы не прочтение Кирилла?Кирилл СеребренниковНевозможно сохранить то, что мы имеем, не давая этому новую жизнь. Мы не должны закрываться от того, что называется эволюцией. Именно поэтому, если кто-то смотрит на жизнь под другим углом, если кто-то традиционным вещам придает новый смысл, нужно говорить ему спасибо за то, что он дает нам перспективу увидеть мир другим. Ведь так мир становится интересней и лучше!
Конфликт нового к архаичному вечный. Никто не говорит, что традиции — это плохо. Но если песня исполнена в другом жанре — это не значит, что она стала хуже. Это значит, что жанр вам не близок. Если в арсенале артиста нет оркестра, а есть желание быть благодарным городу, его истории и культуре, он имеет право исполнить песню национального наследия так, как велит ему сердце.
И знаете, мне отрадно, что есть люди, которые это понимают. Даже в моей ситуации нашлись те, кто не постеснялся высказаться в защиту, за что им спасибо.
Ведь если люди хотят петь, им нельзя запрещать. Если хотят строить — пусть строят. Если хотят носить другую одежду — у нас нет права им мешать. Если хотят давать новые трактовки — давайте посмотрим, как это будет? Кому-то это станет близко, кому-то нет, но ведь это уже выбор каждого?