В картине Федора Бондарчука про встречу инопланетного и человеческого Юрий Борисов, как он сам иронично замечает, играет «обычного охранника» — хотя мог бы и гостя из другой галактики изобразить. В последнее охотно веришь, глядя на скорость, с которой он перелетает на нашей съемке с одной точки на другую: с резного карниза прыгает на стул, с подоконника — под кресло, крутится на полу, выглядывает из-за двери. С не меньшей активностью появляется актер и на российских экранах. Зимой он »штурмовал» кинотеатры в роли солдата Ионова из военного эпоса »Т‑34″, летом представлял публике «Кинотавр» картину о лихих 90-х «Бык» как исполнитель главной роли. Осенью же по очереди «гостит» чуть ли не в каждом втором проекте. На грядущий 2020-й запланировано еще как минимум шесть релизов с участием Юры. Первый и самый громкий из них — как раз »Вторжение», продолжение истории загадочного корабля в районе Чертаново, — выйдет аккурат 1 января.Юрий Борисов и Анна Шевчук познакомились во время учебы в Институте имени Щепкина, когда ему было 16 лет, а ей 18. Их роман развился ближе к окончанию учебы, и вскоре после выпуска они поженились
«О чем будет интервью?» — спрашивает он накануне съемки, словно пытаясь найти ориентир среди своих работ, прошлых и будущих. Сейчас он спокоен, смущенно улыбается ответу: «О вас», говорит тихим голосом, сосредоточенно подбирая слова. И с ходу удивляет: «А знаете, ведь это именно Аня заставила меня пойти на пробы «Вторжения» — я поначалу думал не приходить вовсе. А оно в итоге вот как обернулось».«Аня мне сразу понравилась, но сближались мы медленно: поначалу все мои мальчишеские подкаты были мимо цели»
Полет мысли
У него были свои резоны пропустить кастинг одного из самых громких проектов последних лет. Дело в том, что Юрий Борисов мог попасть еще в первую картину космической вселенной Бондарчука «Притяжение». Но не сложилось: »Роль Артема (его в фильме сыграл Саша Петров), которую мне изначально предлагали, совсем со мной не резонировала. Тогда я попробовался на роль инопланетянина Хэкона, которого потом изобразил Риналь Мухаметов, и подошел к этому персонажу под неожиданным углом. Он у меня был немым, пытался ощущать руками воздух — совсем не та концепция, которая оказалась в финале». Возможно, именно отсутствия резонанса он опасался, когда входил в эту реку во второй раз — уже в роли сурового, но справедливого защитника главной героини »Вторжения» Юли. Супруге, возлюбленной и просто другу Юры, Ане, удалось его переубедить: «Жена всегда напоминает мне о том, что я чего-то хотел и рано опустил руки. Я, бывает, и забуду уже о каком-то своем стремлении, но благодаря ей снова этим желанием зажигаюсь».
«Я вообще быстро перегораю, это большая проблема», — говорит Юра. Хотя именно неусидчивость в свое время привела его в актерское училище. «В юности мечтал стать архитектором, журналистом, путешественником — все профессии, связанные с движением и полетом мысли, цепляли, — вспоминает он. — А еще я рос на СТС и МУЗ-ТВ, хотел оказаться в телике. Остановился на театральном, казавшемся мне тогда самым коротким путем к цели». Институт имени Щепкина в качестве стартовой площадки он выбрал из соображений романтических: дворик учебного заведения напомнил любимую школу детства — Хогвартс из сказки про Гарри Поттера. Так Юрий Борисов поступил на курс магии и волшебства актерской профессии и через год появился на экране пусть в эпизодической, но роли — в «Елене» Андрея Звягинцева.«Никогда не думал об актерской профессии как о призвании — это слишком громкие слова. Скорее это ответственность перед зрителем»
«Мне как-то везет по жизни, — пожимает он плечами. — Ну или я просто очень хотел тогда сниматься: после первых же каникул кинулся искать проекты. И через неделю нашел — главную роль. А после случился Звягинцев — второй режиссер в моей жизни. И о нем я до съемок даже не знал ничего». И не то чтобы другие не горели желанием попробоваться у автора «Изгнания» — скорее не знали, что «так можно было». Действующий не по методичке, но импульсивно Юра бил в одну точку: стучался в каждую дверь, делал портфолио, пробовался вновь и вновь и к окончанию учебы мог похвастаться неплохой фильмографией. «Многие с курса вообще не пытались это сделать: думали, что нужно сначала отучиться, получить диплом, — рассказывает актер. — В итоге в профессии после выпуска остались те, кого кастинг-агенты цепанули c финальных спектаклей. У меня такие долгосрочные планы на жизнь никогда не работали — я что-то вижу и делаю. Мне сразу нужно все».«Долгосрочные планы на жизнь у меня не работают — я вижу цель и тут же что-то делаю. Мне сразу нужно все»
С ветерком и мечом
Про Аню, которая приехала поступать в «Щепку» из Орска в один год с Юрой, он тоже все решил мгновенно. «Я ее сразу заметил, но мне было 16, а ей 18 — разница для того момента катастрофическая. Все мои подкаты были мимо цели», — вспоминает Юра. Позже на съемке уже сама Анна Шевчук будет с улыбкой рассказывать свою версию событий: «Он в то время пытался всех впечатлить какими-то лихачествами: то на дерево залезет, то на козырек училища. Мне постоянно дарил подарочки, забирался в окно комнаты в общежитии на Покровке. Потом первый на курсе купил машину и приглашал прокатиться с ветерком. Я не соглашалась — все ждала, когда он немного успокоится, станет более серьезным». Переломный момент случился на четвертом курсе, во время подготовки постановки «Зойкина квартира»: «Мы с Юрой спорили на этих репетициях чуть ли не до драки и сорванных голосов, спектакль закрывать хотели. Но в то же время я поняла, что вот он, этот сумасшедший энергичный парень, все время был рядом и что без него такого я уже не могу».
В ближайшие 12 месяцев должно выйти как минимум шесть проектов с участием Юрия Борисова. Среди них — новые фильмы Анны Меликян и Ангелины Никоновой, а также «Вторжение» Федора Бондарчука (в прокате с 1 января)
Поженились они к окончанию учебы — в Грибоедовском ЗАГСе, втайне от родителей, которым обо всем рассказали уже после. «Юра еще опоздал на регистрацию: ехал с мальчишника и перепутал время начала. Но успел, прибежал из общежития и притащил с собой… меч», вспоминает актриса. Холодное оружие и корону в придачу жених взял из реквизита театра «Сатирикон», в котором начал служить во время учебы. Оставлять эти аксессуары на входе отказался. «В представлении Юры это выглядело очень по-рыцарски, такая часть ритуала, — смеется Аня. — И с охранником он в итоге договорился, что будет держать лезвие вдоль ног, никого не покалечит. Родные, когда потом услышали про это, пожали плечами: «Актеры, что с них взять».
Немного заземлиться романтику Юре помогла даже не отметка в паспорте, но событие, случившееся вскоре после выпуска: в их с Аней семье появилась дочь Марфа. «Хорошо помню, как девушка Полина с нашего курса стала матерью, — у нас появился первый «сын полка», и мы с Аней, глядя на это, подумали: «Круто, тоже так хотим». Мы же люди творческие, идиоты чувственные, нам иногда достаточно одного импульса…» — смеется Юра. О последствиях импульсивных решений он начал задумываться с рождением дочери: «Это ты сначала думаешь, что ребенок — клево, новая жизнь, хипповское что-то. А потом не то чтобы разочаровываешься в этом или розовые краски сходят — просто у тебя взрывается мозг. Бегаешь кругами, за голову хватаешься: «Что с этим делать, что за жесть, как это?» Вы с любимой женщиной уже не принадлежите друг другу, потому что в этом уравнении появляется новый участник. Но природой все так предусмотрено, что сложности с ребенком она тебе выдает поступательно. И со временем ты учишься принимать эту ответственность, решать проблемы, больше от них не бежишь и постепенно взрослеешь».
Гравитация
Воспитание двух девочек - вскоре после Марфы на свет появилась и ее сестра Акулина — Юра сравнивает c новой, большой и важной ролью, текст которой никогда не будет выучен полностью. «Вот они пошли в сад, зажили какой-то своей жизнью, начали задавать вопросы. И эти вопросы тебя обнажают: понимаешь, насколько ты глуп и плох, насколько твои ответы беспомощны. Такой внутренний упрек, который заставляет все время находиться во внутренней работе, чтобы не соврать ребенку».«Я быстро перегораю, но Аня всегда напоминает мне, если чего-то хотел и рано опустил руки»
Именно этот непрекращающийся квест стал в его жизни константой, наладившей работу внутреннего двигателя. »Главное постоянство в моей жизни сегодня — это жена и дети. Казалось бы, так очевидно — и так удивительно», — говорит Юра, чья карьера в последние два года, наоборот, не стоит на месте. А ведь поначалу все было далеко не так определенно. После выпуска он пробовал прижиться в «Сатириконе», работал с самим Бутусовым — и ушел из театра: «Не люблю рутину — когда нашел что-то важное в роли, хочу двигаться дальше, а не повторять все из раза в раз, как это делают на сцене». Пытался пробиться в большое кино, но «часто все уплывало, потому что продюсеры не утверждали немедийного актера». Нынешнее свое состояние и будто внезапно возникшую востребованность он оценивает так: «Пришло время, и я просто этого захотел, оказался готов. И понял, что в какой-то степени прогресс похож на снежный ком: чем больше работаешь, тем увереннее становишься и тем больше ролей к тебе приходит. Процесс запускается словно сам собой».
По словам Ани, именно Юра в их паре первым готов пробовать новое и любит экстрим. «Зато по характеру мы оба одинаково упертые. Если находим общий вектор — движемся вместе с удвоенной скоростью. Если спорим — то до хрипоты. Но в финале неизменно миримся», — говорит она
Само собой в этой жизни вряд ли что-то происходит, и тому подтверждение — то, с каким трудом его можно сегодня отпросить с площадки очередного фильма для съемки и интервью. Юра постоянно занят и даже на прошедший «Кинотавр», где представлял фильм «Бык», приезжал всего на два дня — вместе с Аней. «У нас нет няни, поэтому за дочками следили мои родители. Это была первая совместная поездка без детей, я аж рыдала в самолете, вспоминает она. — Но потом успокоилась. Мы так круто провели время, и кино всем понравилось». После этой вылазки и Гран-при «Быка» актера и настигла пресловутая медийность, которая с запуском в прокат космического «Вторжения» Бондарчука увеличится со скоростью сверхновой.«Юра — энергичный, неудержимый, непредсказуемый. Он, как и я, не может стоять на одном месте и всегда готов к развитию» /Анна Шевчук/
«Как я готовлюсь к этой премьере? Хожу в солярий, занимаюсь бровями, — смеется он. — Я же прекрасно понимаю, что все это временно: вышел у меня фильм про военного — мне пишут в Instagram, что персонаж похож на чьего-то дедушку; вышла романтическая история — получаю комментарии от влюбленных в героя девушек. После «Вторжения» возникнет новая цепная реакция и так же быстро забудется. В это короткое время успеха важно не хлопать глазами, а развиваться как личность, раз становишься интересен людям. И понимать, чего тебе вообще в жизни хочется».
У Юры и Ани две дочки — четырехлетняя Марфа и двухлетняя Акулина. «Мы хотим еще детей, и я, конечно, мечтаю о мальчике. Что совсем не значит, что не буду рад третьей девчонке», — говорит актер
Юре Борисову хочется в жизни многого. Например, чтобы на авансцене в их семье находился не он один: «Аня — очень крутая актриса, просто об этом еще никто не знает. Ведь пока я делал какие-то шаги во внешнем мире, она была моей опорой, занималась воспитанием детей куда больше меня. Теперь, когда дочки уже подросли, думаю, это изменится». Глобальные же цели и стремления Юра пока не формулирует: «Я ничего не планирую и просто хочу жить столько, сколько получится. А еще хочется быть для детей авторитетом — не просто родителем, а тем, кем ты сам хотел бы быть в идеальном будущем. Я все больше понимаю, что планку повышать нужно не только ради себя: чем больше ты сделаешь, тем выше будет ступенька, с которой стартанет в большой космос твой маленький человек. Вот и все».
Стиль: Ира Кауфман,
Продюсер: Ольга Закатова,
Макияж: Виктория Быкова/ L’Oreal Paris,
Прически: Елена Волкова/ L’Oreal Professionnel