У руководителей Европейского вещательного союза, ответственных за конкурс «Евровидение», при упоминании слова «Украина» начинается нервный тик.
Содержание статьи
Вечная проблема
Европейские боссы с трудом, но пережили неприглядную историю с певицей Джамалой, протащившей на конкурс композицию с политическим подтекстом, и ставшей первой победительницей «Евровидения», не выигравшей ни в голосовании зрителей, ни у профессионального жюри.
Перетерпели европейцы и историю с отстранением россиянки Юлии Самойловой, которую не пустили на конкурс, проходивший в Киеве, по политическим мотивам.
Однако уступки украинской стороне пошли только во вред. 2019-й год отмечен в истории «Евровидения» новым громким политическим скандалом, произошедшим уже на этапе национального отбора.
Мы подробно писали о том, как выборы участника «Евровидения» на Украине превратились в политическое шоу.
В Европейском вещательном союзе осторожно посоветовали Киеву не слишком политизировать выборы участника песенного конкурса, но это не помогло.
«Вмешательство страны — агрессора»
Как стало известно, победившая в голосовании певица Maruv в Тель-Авив не поедет.
Представители исполнительницы не подписали контракт с ОАО «Национальная общественная телерадиокомпания Украины», отвечающей за выдвижение представителя от Украины.
Официальное заявление НОТУ звучит так, что и не сразу поймешь, что речь о конкурсе песни: «У исполнителя, который представит Украину на международном песенном конкурсе, также есть обязательства. После подписания договора с ОАО «НСТУ» на время конкурса исполнитель становится культурным послом Украины и доносит не только собственную музыку, но также становится выразителем мнения украинского общества в мире. После проведенных переговоров ОАО «НСТУ» и певица MARUV не нашли общего решения относительно миссии представителя Украины на международном песенном конкурсе. Также согласно правилам Евровидения, вещатель-участник должен обеспечить неполитический характер конкурса. Ситуация, которая сложилась вокруг национального отбора этого года, имеет признаки политизации. Общественный резонанс, попытки давления со стороны политических сил, вмешательство в дискуссию культурных деятелей и информационных структур страны-агрессора фактически привели политизации результатов национального отбора. Общественный вещатель также видит в этой ситуации опасность эскалации раскола украинского общества, противоречит задачам Общественного вещателя».
«Генералы Кремля от шоу-бизнеса»
Как видите, без «страны-агрессора» снова не обошлось. Оказывается, «рука Москвы» раскалывает украинское общества, подсылая своих агентов на «Евровидение».
Вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко приплел к заговору «российских пропагандистов», заявив: «Я знаю многих наших исполнителей, и в 2014 году между ними прошел водораздел, большинство артистов отказались от гастролей в России, от хорошего куска рынка, и их там любили. Проявили гражданскую позицию. Часть исполнителей продолжили выступать на территории страны-агрессора. Кто-то там почти поселился. А кто-то „туда-сюда“ и начались митинги перед концертами. И я предложил законопроект о гастролях украинских исполнителей на территории страны-агрессора. Но нет закона, который запрещает там выступать. Но одно дело, когда обычный украинец едет туда по бытовым делам, другое, когда там выступает публичная личность… Когда на экране будут транслировать клип, на экране должна появиться надпись, что он выступает в России. Веселят россиян. Пока они убивают…У российских пропагандистов есть соблазн использовать их против Украины. Это было и с Нацотбором на Евровидение 2019. Все эти кремлеботы рассказывают, какая прекрасная одна исполнительница и как не правы те, кто мешает ее выступлению на Евровидении. А сегодня генералы Кремля от шоу-бизнеса: и Киркоров, и Пригожин стали рассказывать, что она им подходит».
Такая вот реальность в голове у члена правительства Украины: условная Светлана Лобода, выступающая перед «убивающими россиянами», а также Киркоров и Пригожин в генеральской форме.
«Не готова выступать с лозунгами, превращая свое пребывание на конкурсе в промо-акции наших политиков»
Сама певица Maruv на своей странице в соцсети изложила собственную версию отказа от участия в конкурсе: «Сегодня наша встреча… длилась около семи часов, в результате которой, мы так и не пришли к соглашению двух сторон. За несколько часов до жеребьевки меня попросили участвовать в Национальном отборе на „Евровидение — 2019“. Я согласилась и выиграла, и с большой гордостью готова была представлять свою родную страну — Украину на международной песенной арене. Как ранее я говорила, отказ от концертов в России не был для нас принципиальным. Основные разногласия вызвали другие пункты договора, которые, если я подпишу, становятся для меня кабальными. Я — гражданка Украины, плачу налоги и искренне люблю Украину. Но не готова выступать с лозунгами, превращая свое пребывание на конкурсе в промо-акции наших политиков. Я — музыкант, а не бита на политической арене. Я искренне благодарю и ценю каждого, кто в меня верил и голосовал. И прошу вас принять этот факт и не идти на конфронтацию. Это данность сегодняшнего дня. Я хочу дарить свое творчество без цензуры. Завтра я проснусь с новыми силами — побеждать и популяризировать свою музыку в мире».
Называя вещи своими именами, украинским властям на «Евровидении» потребовался не просто исполнитель, а болванчик, который безропотно будет произносить на пресс-конференциях лозунги про «агрессию России», носить вышиванку и махать флагом — все под четким руководством идеологически проверенных товарищей.
Не послать ли депутата Рады?
Это уже даже не реалии СССР, это какая-то изощренная пародия на них. Певица Maruv марать карьеру подобным эпизодом биографии не захотела.
Европейцы дают понять, что влезать в эту украинскую кашу не хотят — кого, мол, вы сами там утвердите, того и присылайте.
Выбирать, по идее, должны среди оставшихся финалистов. Но, во-первых, среди них еще как минимум двое, связанных с Россией — об этом АиФ.ru писал ранее. Во-вторых, даже если «чистого» с идеологической точки зрения исполнителя найдут, он окажется в довольно неприятной ситуации. Поддержки со стороны зрительской аудитории нет, зато есть оглашенные пункты договора, по которым самостоятельность в рамках «Евровидения» ограничена до минимума. Получается довольно мало престижа, зато позора в избытке.
Время у украинской стороны есть. Пользователи соцсети иронически советуют отправить на «Евровидение» кого-нибудь из депутатов Рады, или того же вице-премьера Кириленко — петь они, конечно, не могут, зато по части лозунгов у них все в порядке.