Природные способности шоумена
– Мы познакомились в начале 80-х годов, — продолжает Ломакин. — Влад тогда работал корреспондентом иновещания на радио в редакции информации. Записывал интервью, сюжеты, репортажи. Также был секретарем Комитета комсомола иновещания, а я — Комитета комсомола Гостелерадио СССР. В общем, Листьев формально был моим подчиненным. Так получилось, что мы с Анатолием Лысенко (заместителем главного редактора Главной редакции программ для молодежи. — Прим. «Антенны») и коллегами придумали программу «Взгляд». Кстати, первое время у нее не было названия. Она выходила как информационно-развлекательная молодежная вечерняя передача. Потом возник вопрос: а кто, собственно, будет ее вести? Мы решили: четыре молодых парня, которые встречают гостей, обсуждают политику и международные вопросы. За готовкой нехитрой снеди на кухне они и должны разговаривать. Для нас, кто вырос и пожил в СССР, кухня — символ свободы. Потому что именно там велись самые свободолюбивые беседы. В числе ведущих пригласили ребят из иновещания. Нам были нужны совершено новые и никому не известные люди, которые никогда не работали на камеру. При этом они должны быть профессиональными журналистами, хорошо разбираться в политике. Так появились Влад Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Олег Вакуловский. После первой программы Вакуловский ушел обратно на иновещание, так как посчитал программу балаганом. Какое-то время ребята работали втроем. Среди них стали мгновенно распределяться роли. Захаров — всезнающий и весьма суровый. Любимов — плейбой, владеющий языками, побывший уже за границей.
Влад — гусар с великолепными усами. Красавчик, подтянутый, стройный. От одного его взгляда женщины буквально падали ниц. Этот образ продержался с Листьевым фактически до конца жизни.
Конечно, он трансформировался со временем. Возникали и другие его ипостаси. В начале своего пути Влад был легким, поверхностным, будто скачущим по водной глади. Он тогда не копал глубоко, да и не собирался. Через полтора-два года «Взгляд» стал постепенно меняться. Передача переходила от «чечетки» к серьезным политическим наблюдениям с попыткой анализа ситуации. Тогда команда пополнилась еще двумя ведущими — Владимиром Мукусевым и мной. Влад уже становился интересной публицистической фигурой. Докапывался до сути, в интервью умело вытаскивал важные детали. Дальше начали открываться природные способности шоумена. У него буквально вырастали крылья!
«Взгляд» обрел известность практически сразу. Ведущие в один момент стали сверхпопулярными. В выходные мы с Владом отправлялись по городам, устраивали встречи со зрителями. Залы и стадионы были битком. Причем билеты стоили тогда прилично. На первом этапе у Влада закружилась голова от всенародной любви, он начал позволять себе спиртное. К счастью, мы его вовремя остановили. Он пересмотрел всю ситуацию, отказался от гулянок и стал другим. Если раньше был резким, то позже — более сдержанным. Не помню, чтобы он на кого-то кричал. Потом появились такие передачи, как «Поле чудес», «Тема», «Час пик». Они были взяты с зарубежных телеканалов. Но это вовсе не умаляет способностей Влада. Ему важно было сделать передачу намного лучше и наполнить жизнью. Независимо от того, что он подражал Ларри Кингу (перенял у него подтяжки), делал свои программы все-таки интереснее.
У Влада был дар предвидения: чутье на рейтинговые программы, на успех. Нет ни одного проекта, который бы у него провалился.
Листьев был невероятно работоспособен. Трудился с 8 утра до полуночи без выходных. Во-первых, ему придавал сил энтузиазм. Во-вторых, он был здоровым человеком, серьезно занимался спортом в юношестве и не пренебрегал им по жизни.
В последние годы Владу говорили, что не стоит соглашаться на должность генерального директора ОРТ. Административную работу невозможно было совмещать с ведением программ. Он же хотел серьезно реформировать канал. Все понимали, что это опасная затея. Но мало кто из нас думал, что это может закончиться настолько трагически…
Влад был очень предан друзьям. Ценил искренность в отношениях. Помогал в тяжелых ситуациях. В 90-м году я ушел из «Взгляда» в программу «Время». Так получилось, что оказался на пике политических страстей, которые разыгрывались в те годы. В 91-м после переворота меня отстранили от ведения передачи. Я вообще мог уйти из Гостелерадио. За меня заступился Влад Листьев. Помню, он сказал: «Все в порядке, будешь работать. Ничего не бери в голову. Все, что надо, я сделал». Что он сделал, с кем поговорил и как, до сих пор для меня загадка. Благодаря ему я остался на канале и перешел в «Утро».