Вот это новость: Сюткину уже 60 лет. Но он по прежнему, говоря словами песни группы «Браво!» — «то, что надо». Молод (но не молодится), подтянут, улыбчив, легок в общении, прекрасный семьянин, хороший отец. Один из самых часто заказываемых артистов на тусовках элиты. Мы поговорили с Валерием Миладовичем незадолго до круглой даты.
— Выдающийся американский психиатр, Милтон Эриксон, говорил о том, что ему повезло: в 17 лет он переболел полиомиелитом. Именно болезнь помогла ему достичь таких высот…А что в вашем случае стало главной движущей силой, которая привела вас на вершину успеха?
— Ну, полиомиелитом я не болел. Хотя ветрянка имелась. А успеха часто достигают те, кто просто ставит перед собой задачу быть успешным и выбирает любимое дело на всю жизнь. Не важно — большие деньги оно приносит или маленькие, какие времена это ремесло переживает. Если вы спросите — кто эти люди? Я перед вами. Все мое поколение под влиянием Beatles взялось за электрические гитары, мы их даже на уроках труда выпиливали. Но большинство занялось другими делами, а меня крепко зацепило. Я двигался к этой цели — играть не просто музыку, а именно свою. Поэтому я, как говорят на бильярдных турнирах, по нижней сетке ударил. Сначала пять лет областных гастролей — по Кировской и Костромской областям, потом работа уже по всей стране, потом уже Москва и Санкт-Петербург, хотя я сам — коренной москвич.
— Девяностые годы были очень тяжелыми для наших артистов. Было и безденежье, и отсутствие интереса к творчеству. Как вы их пережили?
— Они были и правда очень сложными. Но я как раз с 90-го по 95-й год работал фронтменом в группе «Браво!». Это были самые насыщенные с точки занятости времена. Поэтому я не успел испугаться. И говорю вам авторитетно: будьте заняты. Когда вы заняты, к вам ничего лишнего не прилипает — ни болезни, ни плохие истории. Это самое эффективное и дешевое лекарство на земле.
— Вы как-то в интервью говорили, что «приходят не на меня и Хавтана, а на стиль». Как этот «стиль» удавалось поддерживать?
— Нам никто ничего не шил, мы ходили по блошиным рынкам по всей стране. И если видели в продаже стильные ботинки, то даже размер не спрашивали. Покупали: если не подойдет кому-то внутри группы, то поклонникам подарим. У бабулек это все стоило недорого — пальто, брючки, рубашечки. И как-то справлялись. А уже потом, когда появилась возможность выезжать за границу, мы специально ездили в Лондон, Милан или Париж, чтобы купить стильные вещи.
— У вас в то время были проблемы с бандитами?
— Главный наш козырь был в том, что мы одни из немногочисленных артистов в 90-е работали всегда в живую. И когда ты выходишь после концерта в рубашке, которую можно выжимать, а к тебе подкатывают какие-то личности, которые просят «Эй, сыграй еще!», то я имел полное право сказать, глядя им в глаза — «Все, мы трудовые обязательства выполнили, надо доплачивать за дополнительную работу». И когда ты прав, то это дает тебе и смелость и отвагу. Шпана, конечно, была какая-то, вели себя на концертах разнуздано: с крупной я сам справлялся, на мелкую не обращали внимание. Но были тяжелые времена — и постреливали во время концертов в потолок, выражая восторг. В Казани в 92-м году был «эпохальный» «Съезд деловой молодежи» — уууу…Там такая «деловая» публика была — пистолет за пояс брюк и давай веселиться под «Московский бит»…
— Вы пришли в группу после того, как ушел Женя Осин. Он, как и многие, начал злоупотреблять алкоголем, и выпал их музыкальной обоймы. А как вам удалось удержаться от соблазнов?
— Меня не назовешь уж совсем идеальным. Можно после концерта, можно до, но не вместо. Поэтому только умеренное и добровольное самоограничение. Это, кстати, и есть свобода от вредных привычек.
— Вы работали и с Томом Джонсом, и с Муслимом Магомаевым, и с многими другими легендами. А с кем было сложнее всего?
— Ну, с Томом Джонсом — это громко сказано — мы работали на одном вечере, где мы вместе с ним пели «Happy Birthday». Я за него спел, и он меня обнимал и благодарил, что я освободил его от этой дополнительной нагрузки. А с Магомаевым, Хилем и Миансаровой — да, были дуэты. Когда мама услышала, как Муслим Магометович исполнил со мной песню «Браво!» «Лучший город земли», сказала, что жизнь удалась — это был ее главный кумир. Леонид Парфенов стал инициатором нашей совместной с Магомаевым записи для своей программы «Намедни», было очень интересно поработать с таким профессионалом.
— Эх, могли ли вы об этом мечтать, когда работали проводником на железной дороге…
— Закон о тунеядстве обязывал где-то работать. И я подбирал такие профессии с ненормированным рабочим днем, чтобы оставалось больше времени для игры на танцах. Не то, что я мечтал быть проводником — просто нельзя было не работать. Как Цой на «Камчатке» уголь грузил, или Пенкин, наш Принц серебряный — дворником работал.
— Как будете отмечать?
— Концертом, как водится. Леня Агутин, красавец, специально летит из тура, с Дальнего Востока. Я не все даты отмечаю широко, но эту, конечно же, буду. С Женькой Маргулисом, Шнуром, Сергеем Мазевым, Колей Расторгуевым, «Би-2», группой «Секрет» — все прилетят. И Валерия, и Коля Басков обещали заглянуть — но это уже после.
— Говорят, что для мужчины очень важно удачно жениться. Вы, по моему, так можете про себя сказать. Вы со своей супругой Виолой, по моему, очень много лет вместе…
— В этом году праздновали 25-летие. Удачный брак на самом деле — это работа, нужно уметь уступать, слушать друг друга, молчать вдвоем. Смотреть не друг на друга, а в одну сторону. И тогда все будет нормально.
ДОСЬЕ «КП»
Валерий Сюткин родился в Москве в 1958-м году. В 11 лет увлекся музыкой, услышав музыкальную заставку к телепередаче. После школы отдал долг стране, отслужив в Дальневосточном военном округе. После дембеля работал грузчиком, затем проводником. Первой его группой стал коллектив «Телефон», затем была работа в группе «Зодчие», где так же работал Юрий Лоза. В 89-м году вместе с группой «Фэн-о-Мэн» выступал на разогреве у Михаила Боярского. С 1990-го по 1995-й год был солистом в «Браво!». Затем ушел из группы из-за творческих разногласий с Евгением Хафтаном. Успешно занимается сольной карьерой. Был женат трижды — от первого брака — дочь Елена (1980 г.р.), от второго — сын Максим (1987). С 1993-го года женат на Виолетте Сюткиной, в этом браке родилась дочь, Виола (1996).
Главные хиты:
«7 тысяч над землёй»
«Московский бит»
«Как жаль»
«Я то, что надо»
«Вася»
«Добрый вечер, Москва»