С новыми властями Нигера провела переговоры и.о. первого заместителя госсекретаря США Виктория Нуланд, которая специально для этого прилетела в Африку. Она пригрозила им последствиями за приглашение в страну ЧВК «Вагнер». Срок ультиматума к Нигеру со стороны Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) тем временем вышел. Теперь в главной стране организации Нигерии готовятся к военному вмешательству.
Содержание статьи
Переговоры с Нуланд
Переговоры между Госдепом (который представляла Нуланд) и новыми властями Нигера произошли через несколько дней после того, как свергнутый президент Нигера Мохамед Базум в колонке для американской прессы попросил США вернуть ему власть и оградить Африку от ЧВК «Вагнер».
Именно этот вопрос, по всей видимости, больше всего и беспокоит Вашингтон. Там очень не хотели бы, чтобы очередная страна Сахеля попала под российское влияние. На встрече с назначенным мятежниками главой генштаба армии Нигера генералом Муссой Салау Барму Нуланд «призвала выслушать предложения США, чтобы решить эту проблему дипломатическим путем и вернуться к конституционному порядку».
Переговоры длились более двух часов. Нуланд объявила, что США прекратят финансовую и военную помощь правительству Нигера в случае официального объявления о военном перевороте. Она подчеркнула, что военные Нигера «очень хорошо понимают риски для суверенитета», если они пригласят ЧВК «Вагнер».
«Риски для суверенитета»
Нетрудно догадаться, о каких «рисках для суверенитета» говорила Нуланд. В это воскресение истек срок ультиматума к новым властям Нигера со стороны ЭКОВАС. Те, напомним, потребовали от мятежников освободить и вернуть к власти Базума. В случае, если это не произойдет, грозили «силовыми мерами». Этого не произошло. И теперь в соседних с Нигером странах Западной Африки кипят военные приготовления.
Правда, ультиматум Нигеру не был консолидированной позицией всех стран ЭКОВАС. Мали и Буркина-Фасо, также состоящие в организации, объявили, что военное вторжение в Нигер будет равносильно объявлению войны им. Они провели консультации с Ниамеей. Фактически признала новые власти Нигера и Гвинея.
А вот самая крупная и экономически развитая страна ЭКОВАС Нигерия недвусмысленно дает понять, что может начать вторжение. Именно эта страна собирает вооруженную коалицию для вторжения. Глава сената страны заявил о необходимости использовать любые политические и дипломатические возможности «и другие средства» для «восстановления законности». При этом он отрицает, что президент обращался за разрешением на применение силы. «В общем, из сенатского ответа при необходимости можно сделать любой нужный вывод, что, вероятно, и являлось его целью», — отмечает директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.
За Нигерией очевидно стоит Франция, которая уже потеряла свои предприятия по добыче урана и золота в Нигере, а скоро может потерять и свои базы, говорит aif.ru ведущий научный сотрудник Института Европа РАН Сергей Федоров. В Париже уже заявили, что поддерживают «любые» усилия ЭКОВАС по восстановлению законности в Нигере.
Однако вторжение может привести к крупной войне в Западной Африке. В Нигерии, кажется, это понимают. Так, организация, объединяющая мусульман Нигерии, рекомендует президенту страны Бола Тинубу воздержаться от применения силы для восстановления демократии в Нигере. Они опасаются дестабилизирующего влияния на саму Нигерию. В северных районах Нигерии уже давно активно исламистское движение «Боко Харам» (организация запрещена в России), близкое к «Братьям мусульманам» и «Аль-Каиде» (организации запрещены в России). Радикальные исламисты активизировались и в Нигере. «Любой вакуум власти в этом регионе, который может возникнуть из-за военной нестабильности, приведет к резкому усилению позиций террористов», — отмечает Федоров.
Французская колониальная империя рушится
Тем временем в Париже вздыхают по рушащейся пост-колониальной империи. Нигер — уже четвертая страна региона после ЦАР, Мали и Буркина-Фасо, где после переворота к власти пришли недружественные французам военные, написали в открытом письме к президенту Франции Эммануэлю Макрону 94 французских сенатора.
«На смену вчерашней Французской Африке приходит военная Российская Африка, экономическая Китайская Африка, а также дипломатическая Американская Африка… Африка, дружественный континент, больше не понимает Францию и все больше оспаривает ее роль и ее присутствие. Не пора ли пересмотреть наше видение Африки и ее связи с Францией?» — задаются вопросом сенаторы.
«Стратегия Франции в Африке давно морально устарела, — отмечает Федоров. — Это десятилетия французского доминирования Нигер и остальные страны, которые были в зависимости от Парижа, сохраняли статус беднейших стран мира и фактически никак не развивались, хотя они в буквальном смысле располагались на огромных богатствах — золоте, уране. Если другие страны, такие как Россия, Китай, Индия, что предлагают Африке инвестиции, развитие, гуманитарную и военную помощь, то Франция фактически занимается тем же, чем и в колониальные времена — расхищением ресурсов. Неудивительно, что терпение африканских стран лопнуло».
Смогут ли теперь в Париже как-то изменить свой подход — непонятно. Но пока там, очевидно, нацелены на военное решение проблемы.