Среди глав российских регионов только две дамы: Мария Костюк в Еврейской автономной области и Ирина Гехт, которую в конце сентября избрали губернатором Ненецкого автономного округа. Руководительница НАО рассказала aif.ru, сложно ли женщине быть начальником в суровом заполярном регионе.
Алексей Дуэль, aif.ru: Ирина Альфредовна, каково это — быть дамой-губернатором?
Ирина Гехт: Нашу работу оценивают по результатам, какого-то гендерного разделения тут нет. Надо развивать регион, решать проблемы жителей, следить за хозяйством. Я со всеми коллегами общаюсь на равных, хотя, когда вокруг тебя настоящие мужчины, все равно чувствуешь, что ты женщина. И это прекрасное конкурентное преимущество, которое надо использовать для дела. Всегда можно позвонить, спросить совета, получить поддержку. Или обсуждали тут с коллегой из Югры Русланом Кухаруком на одном мероприятии, что надо бы организовать авиасообщение между нашим Нарьян-Маром и Ханты-Мансийском. Договорились, он взял на себя часть финансирования и субсидирования лётной программы. Мне с мужчинами-губернаторами проще найти совместное решение — они ведут себя достойно и, как правило, не отказывают ни в чем разумном. Дружим с Марией Костюк. Наши регионы сложные, удаленные, со множеством проблем. Но главное ведь — настроение людей, их уверенность в будущем. С этим и работаем.

— С кем региону проще жить — с хозяином или хозяйкой?
— Хозяйки нацелены на то, чтобы добиться результата, навести порядок, а потом уже могут заговорить о своих амбициях. Я не хочу сказать, что у мужчин какие-то другие приоритеты — мои коллеги тоже очень внимательно и вдумчиво со всем разбираются. Знаете, я ведь была назначена и. о. губернатора еще в марте, прилетела Нарьян-Мар, а там как раз сильный снегопад случился. Это была катастрофа, люди жаловались: ни пройти, ни проехать. Я говорю: «Давайте чистить город». Отвечают: «Ну что вы нагнетаете? У нас снега всегда было много. Через неделю уберем». В смысле — через неделю?! Так не бывает.
За лето подготовились, и когда случился первый мощный снегопад этой зимы — а в наших широтах зима уже наступила — коммунальные службы перешли на круглосуточный режим работы. Довольно быстро все почистили. Люди видят — и так может быть. Это важно, это то, как нашу работу воспринимают жители.
Когда мы говорим о работе на Севере, то у многих возникаем некий образ брутального косматого геолога. Хотя здесь традиционный уклад жизни — своеобразный матриархат. Мужчина — на охоте или рыбалке, а следит за хозяйством и объединяет семью женщина. Есть даже такое поморское слово — «большуха», главная женщина в доме. И все равно мне говорили: нет, это невозможно, женщина здесь не справится. А на Севере нравы проще, чем в центральных регионах, высказывают все напрямую, могут просто на улице подойти. С момента приезда в округ и до выборов я объехала все наши сельсоветы. Мне нужно было самой увидеть, чем живет регион, что волнует людей — не по отчетам, а по их рассказам. Все это помогло мне найти контакт с жителями, наладить отношения с бизнесом и с недропользователями. Это все очень важно для дела. И для оценки эффективности работы губернатора, за которой внимательно следят в Москве.

— Почему в России много женщин — глав сельсоветов и всего двое губернаторов, а правительство почти исключительно мужское?
— Существует стандартное утверждение: где меньше денег, там преобладают женщины, а когда ресурсная база становится шире, они проигрывают конкуренцию мужчинам. Это можно найти в любом учебнике по гендерологии. В этом есть доля истины. Хотя, например, у нас есть Заполярный район — самое крупное по территории муниципальное образование в России с большим бюджетом. Им успешно руководит женщина. Она и хозяйственные вопросы решает, и общий язык с людьми находит.







