Контрбатарейная борьба вышла на новый уровень. Современный отечественный комплекс артиллерийской разведки «Пенициллин» не оставляет врагу шансов на выживание. На выстрел артиллерии ВСУ наши орудия отвечают двумя. Возмездие приходит мгновенно.
Содержание статьи
Немного истории
Контрбатарейная борьба появилась одновременно с появлением артиллерии. Тактика проста: наблюдатель засекал вспышку от выстрела, передавал координаты артиллеристам, далее следовал удар по вражеской батарее. Если враг не успевал сменить позицию, то его уничтожали. Если соображал быстро — снаряды летели в «белый свет».
Работа наблюдателя-корректировщика связана с исключительным риском для жизни. За ним охотятся все, от пехоты, до танков и самолетов. В плен лучше не попадать. Так продолжалось до середины прошлого века, когда разведкой занялись радиолокационные станции (РЛС). Теперь уже они, а не только человеческие глаза, наблюдают откуда ведется обстрел.
«Два глаза хорошо, а РЛС — лучше»
Радиолокационные станции фиксируют траекторию полёта снаряда и определяют точку выстрела. С появлением компьютеров появилась возможность засекать направление полета множества боеприпасов. Электроника российского «Зоопарк-1М» позволяет считывать не только координаты орудия, но и точку «приземления» снаряда или мины.
Эффективные комплексы есть у американцев: мобильный AN/TPQ-32, переносной AN/TPQ-48. Что наш, что импортный комплексы снабжены фазированными антенными решетками и высокопроизводительными вычислителями. Они способны обнаруживать огневые точки крупнокалиберной артиллерии противника за 20 километров. Все хорошо, но есть одно «но».
Плюс на минус
На войне тоже действуют правила математики. Плюс умноженный на минус дает минус. Так и с комплексами РЛС. Плюсов много, но есть жирный минус — их излучения обнаруживаются противником. И он делает все, чтобы уничтожить станцию. Начиная от артиллерии, заканчивая штурмовой авиацией. Не успел скрыться — пеняй на себя. Средств подавления противник не пожалеет, слишком много вреда приносят комплексы артиллерийской разведки.
Ушки на макушке
Комплекс «Пенициллин», в отличие от РЛС, никаких лучей никуда не посылает. Засечь его силами РЭБ невозможно. Он просто наблюдает и слушает. Полную картину огневой обстановки комплекс фиксирует и оценивает по вспышкам выстрелов и звукам разрывов. Его полное название — автоматизированный звукотепловой комплекс (АЗТК).
Комплекс размещен на базе полноприводного КамАЗа. В состав входит телескопическая мачта, на которой крепятся шесть камер видеофиксации, и столько же тепловизионных приемников, 4 сейсмических датчика устанавливаются на земле. Дополняет комплекс система управления с высокоскоростными компьютерами. Камеры и тепловизоры фиксируют вспышки от выстрелов и разрывы снарядов. Сейсмодатчики преобразуют колебания почвы в электрический сигнал.
Досчитайте до пяти
Даже при массированном обстреле компьютер успевает обрабатывать до 90% информации. «Пенициллин» может контролировать фронт по ширине 25, а в глубину до 20 километров. Работает и днем, и ночью. На фиксацию огневой точки противника, после ее попадания в поле зрения комплекса, уходит не более 5 секунд.
Даже самоходка не успеет покинуть позицию за такое время, не то, что обычное буксируемое орудие. «Пенициллин» при этом работает в автоматическом режиме. Карту огневой обстановки сбрасывает на батареи, ведущие ответный огонь, в режиме реального времени. Может корректировать огонь своей артиллерии, передавая координаты падения снаряда. Так что прием «Пенициллина» помогает приблизить победу.