«Здравствуйте, наши маленькие друзья! Вот опять мы вместе с Филей пришли к вам в гости», — Валентина Леонтьева гладит голову плюшевого пса и улыбается… Она умела как-то особенно улыбаться. Как мама. И за это ее любили дети 70-х и 80-х. Они ее и сейчас помнят как «тетю Валю». Хотя сама Валентина Михайловна наверняка считала себя ведущей куда более серьезных программ. 1 августа — 100 лет со дня рождения одной из самых знаменитых советских дикторов.
Содержание статьи
«Валя едет в Тамбов…»
Леонтьева — это фамилия ее матери. По отцу девочка Валя, родившаяся в Петрограде в 1923 году, должна была быть Торсонс. Ее папа имел шведские корни, но, видимо, для дальнейшей карьеры на ТВ эта фамилия была слишком вызывающей.
Отец Вали умер от заражения крови в 1942 году, а она сама и ее мама были эвакуированы из Ленинграда под Ульяновск.
В юности Валя сначала решила учиться на химика, даже поступила в вуз в Москве, но обучение бросила. Устроилась в поликлинику, а потом окончила оперно-драматическую студию имени Станиславского. Молодую актрису тут же отправили по распределению в Тамбов в местный драматический театр.
Будущая звезда телевидения тогда, как и все вокруг, о телевидении знала немного. А когда оно появилось, Леонтьева тут же решила участвовать в конкурсе. И ее отобрали! Сначала она стала помощником режиссера, а потом и одной из первых дикторов в нашей стране.
«Женюсь на телевидении»
Валентина Леонтьева очень быстро стала знаменитой. В те годы даже мелькнуть в «ящике» было успехом, а уж появляться там регулярно — настоящим звездным билетом. Красавица с открытым взглядом, конечно, привлекала внимание мужчин.
Телеведущая рано вышла замуж. Ее избранником стал режиссер радио Юрий Ришар. Этот брак продлился недолго, всего 4 года. А в конце 1950-х Леонтьева снова вышла замуж за дипломата Юрия Виноградова.
Из-за этого карьера ведущей ненадолго прервалась. В 1960 году она уехала с мужем в Нью-Йорк, но, вернувшись из командировки, снова стала работать на ТВ. В 1962 году у пары родился сын Дмитрий. Но и этот союз, к сожалению, распался. Как вспоминала сама Леонтьева, работы в ее жизни было слишком много.
«Когда я разводилась с мужем, — вспоминала Валентина Михайловна, — он сказал: „Если бы я знал, что женюсь на телевидении, а не на тебе, я бы никогда этого не сделал“».
«Не могу читать по бумажке»
Карьера Леонтьевой летела ввысь с космической скоростью. Она получала награды, премии, ордена и звания. Ей поручали самые ответственные эфиры. С восторгом вспоминала Валентина Леонтьева, как она «вела Красную площадь» в день торжественной встречи Юрия Гагарина. «Очень редко мне доводилось видеть так много таких по-настоящему счастливых людей», — рассказывала она.
«А потом пришла горькая весть, — вспоминала ведущая день похорон Юрия Гагарина и Владимира Серегина. — Мы были там же, на Красной площади. У нас с Игорем Кирилловым тряслись руки и срывался голос, и тогда подошел режиссер и тихо поставил перед нами две пепельницы…»
Вместе с Кирилловым вела Леонтьева и «Голубые огоньки» — главные эфиры года, куда приходили все самые известные и заслуженные люди страны. Каждая передача — небольшой спектакль со специально написанными репризами и забавными диалогами.
Предлагали Леонтьевой вести и программу «Время».
«Нет, я отказалась, — говорила она. — Не могу читать по бумажке. Мне это неинтересно. Не понимаю, зачем что-то зачитывать, если можно сказать своими словами?»
Своими словами и своим сердцем она говорила с детьми в главных детских программах страны — «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки» и «Будильник». И, пожалуй, тетя Валя была для миллионов дошкольников и школьников самым главным взрослым после родителей.
В 1980 году именно Валентина Михайловна вела церемонию открытия московской Олимпиады.
Впрочем, сама Леонтьева мир телевидения не идеализировала.
«Если бы вы знали сколько раз я спотыкалась… мне всегда подставляли подножки», — говорила она.
«Матушке нужен был уход»
В 1990-е Валентина Михайловна, как и многие другие звезды советского ТВ, оказалась не у дел. Нет, ее по-прежнему любили, уважали. Она работала консультантом в Останкино, но, по большому счету, оказалась никому не нужной. К ее семидесятилетию сняли большой документальный фильм, в котором ведущая рассказывала о себе с неизменной сигаретой в руках.
Она сама считала, что работа — это вся ее жизнь. И этой жизни ее лишили. Здоровье тоже уходило. Отношения с сыном были не слишком теплыми. Ведущая стала терять зрение, однажды она упала и сломала шейку бедра. Ее перевезли к родственникам в Ульяновскую область. «Не было никакого конфликта, — рассказывал потом в передаче „Пусть говорят“ ее сын Дмитрий. — Матушке нужен был уход, и я подумал, что пусть лучше за ней ухаживает родная сестра, а не чужие люди».
Дмитрий появился в скандальном ток-шоу не случайно. Когда в 2007 году «тетя Валя» умерла, на него и на других близких посыпались обвинения в том, что они бросили пожилую легенду ТВ умирать в одиночестве. Трудно сказать, что стояло за этими разговорами. Дмитрий все обвинения отвергает, да и тезис, что «мама мало уделяла ему внимания», не принимает.
«Нормально у нас все было, внимания у меня было достаточно и от мамы, и от папы, уроки вместе делали», — говорил он. Своего сына, внука Леонтьевой, он назвал в честь бабушки — Валентином.
Скорее всего, Валентине Михайловне действительно было одиноко прежде всего без работы, которой она посвятила всю свою жизнь. Она, тетя Валя, не умевшая говорить по-написанному, осталась второй мамой для миллионов детей, давно ставших взрослыми. И, конечно, одним из символов и советского ТВ, и всего СССР.