Сегодня, 29 октября, во всем мире празднуется День балета, и по этому случаю российский танцовщик Сергей Полунин и олимпийская чемпионка Елена Ильиных представляют свой балет «Распутин» эксклюзивно на YouTube. Видео будет доступно всего 48 часов, так что если вы не успели познакомиться с постановкой в прошлом году, у вас есть шанс это исправить.
Григорий Распутин — одна из самых загадочных и противоречивых фигур в российской истории: жизнь и обстоятельства его гибели по сей день не оставляют никого равнодушным. Проделав путь от простого крестьянина Тобольской губернии до одного из самых влиятельных людей в Российской империи накануне ее краха, уже при жизни Распутин превратился в человека-мифа, который в общественном сознании был наделен демоническими свойствами. О том, как эта роль пришла в жизнь Сергея Полунина, он рассказывал в интервью HELLO!:
Два года назад мы познакомились с японским хореографом Юкой Ойши и сделали наш первый совместный балет Sacre. Поставить «Распутина» было скорее ее идеей, не моей. Юка изучила материал — все, что связано с жизнью Распутина и российской историей того времени. Конечно, все охватить и передать на сцене невозможно. То, что она поставила, — это ее личный взгляд, то, как она эту историю прочувствовала. И это очень правильный, классный подход. Я называю это связью с Космосом. Она ищет пути, решения — и ей информация по каким-то каналам приходит. Поэтому у нее каждое движение продумано, все имеет объяснение, почему так, а не иначе. Не просто хореография ради хореографии.
Юка Ойши создала балет «Распутин» специально для сезона выступлений Сергея Полунина в знаменитом лондонском театре Palladium. Ее Распутин — это и аутсайдер, и монстр, но одновременно целитель и человек, наделенный сверхспособностями.
Это история о человеке с невероятной харизмой, силой и властью, — говорит она. — Одни считали Распутина святым и мистиком, многие — дьяволом. Но для меня люди никогда не делятся только лишь на хороших и плохих: когда я смотрела черно-белые архивные фотографии, я пыталась представить, какими эти герои были на самом деле, в жизни, в цвете.
Елена Ильиных воплотила в постановке образ императрицы Александры Федоровны. О том, почему на эту роль пригласили именно фигуристку, HELLO! также спрашивал Полунина:
Не могу сказать, что сильно увлекался фигурным катанием. Смотрел, не углубляясь. Но, увидев Лену, понял, что будет круто попробовать сделать это с ней. Совмещение дисциплин, жанров — то, к чему мы придем в итоге. Когда я предложил идею Юке, она сказала: »Круто! Сколько можно только с танцорами работать?» Сразу загорелась. Дольше пришлось Елену уговаривать.
…У Лены совсем другой язык танца. Не балетный. У балетных он более зажатый. Они же учатся по позициям: первая, потом вторая, третья — и вот ты уже в жестких рамках. А у нее зажатости нет. У нее руки свободно двигаются. К тому же роль императрицы Лене подходит. Я визуально примерно такой себе героиню и представлял, у меня сразу картинка сложилась.