Знаменитый монумент Санкт-Петербурга оживил Александр Пушкин в своей поэме 1833 года: «…и во всю ночь безумец бедный куда стопы ни обращал, за ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал». Нет, в фильме, который начали снимать этой осенью, памятник не гонится за своими героями. Однако тоже предстает как живой: сюжет переносит зрителей в 1782 год и показывает процесс его создания от начала до конца.
Придумал эту историю народный артист РСФСР, всеми любимый исполнитель роли Шерлока Холмса. Он здесь не только режиссер, но и сценарист и генеральный продюсер.
«Неправильно, что один из символов России до сих пор не нашел отражения в кино», – объясняет он, почему взялся за столь специфическую тему.
Проект получается семейным: Василий Борисович снимает в нем своих сына и внучку. Борис Ливанов играет Григория Потемкина, а его 15-летняя дочь Ева – фрейлину.
— С Евой работать легко, но актрисой я ее не считаю: она сыграла всего в одном эпизоде, сказала две фразы, – поделился с «Антенной» Василий Ливанов. — Я ее выбрал одной из фрейлин императрицы, потому что у нее внешность подходящая, а к актерской карьере мы ее не готовим. Да и сына Бориса я позвал на роль Потемкина, потому что он невероятно похож на своего деда Бориса, который его блестяще сыграл (народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов в фильме 1953 года «Адмирал Ушаков». — Прим. «Антенны»).
В эти холодные осенние дни в одном из спальных районов Москвы, на территории воинской части, снимают самое начало истории – установку Гром-камня, из которого сделали постамент для памятника. В первоначальном виде камень весил примерно две тысячи тонн и размеры имел внушительные – около 13 метров в длину, 8 метров в высоту и 6 метров в ширину. Художники «Медного всадника России» воссоздали его в натуральную величину.
Начал работу над памятником скульптор Этьен Фальконе (его в проекте играет Евгений Редько). Голову статуи лепила ученица француза Мари-Анн Колло (Валерия Ланская). Зрачки фигуры – в виде сердечек, и говорят, что памятник смотрит на город влюбленными глазами.
– Вокруг Медного всадника ходит немало глупых легенд – рассказывает режиссер. – Так, говорят, что Мари Колло сделала зрачки в форме сердечек, потому что была влюблена в своего учителя. Это абсолютное вранье, унижающее мастера! С этим монументом связано и много мистики – эпоха такая была. Фильм у нас хоть и художественный, но вымысла в нем никакого не будет.
В создании монумента скульпторам какое-то время помогал капитан Ласкари (Борис Хвошнянский), но вскоре ему на смену назначили немца Юрия Фельтена. Именно он принимал основные архитектурно-планировочные решения и осуществлял общее руководство.
– Это история не только о памятнике, но и о том, как фактически создавался Петербург, – поделился с «Антенной» исполнитель роли Фельтена Андрей Соколов. – Мой герой – человек, который практически построил половину города. Для Фельтена момент, показанный в фильме, один из самых ответственных в жизни. Потому что начинали строить до него, а ему пришлось заканчивать и доводить весь Питер, все набережные до того состояния, в котором мы их видим сейчас.
Каждая эпоха имеет свои особенности. Величие проявляется даже в манере одеваться. Вот мы снимаем Екатерину в новом костюме. Четыре человека старались загрузить его в машину, чтобы не помять. Когда в эту атмосферу ныряешь, что-то от нее получаешь, происходит какая-то химия. Такие проекты не так часто бывают – спасибо Василию Ливанову, что взялся за него.