Дорогие наряды, торжественные речи и красная дорожка — именно такой выглядит церемония «Оскар» со стороны. В конце зимы или начале весны звезды традиционно собираются в зале Dolby, чтобы узнать победителей в самых разных категориях и покрасоваться перед сотнями фотографов.
На самом же деле «Оскар» уже давно превратился в «ярмарку тщеславия» и площадку для социально-политических заявлений. С выбором академиков бывают не согласны как зрители, так и критики, да и сами церемонии редко проходят без скандалов. Мы решили вспомнить самые вопиющие случаи, когда репутация премии оказывалась на волоске, а из-за нелепых ошибок страдали ни в чем не повинные деятели кино.
Икона расовых предрассудков
В далеком 1940 году ни о каком равенстве в США речи не шло. Более того, огромное распространение имело такое понятие, как «расовая сегрегация». Его суть была в том, что афроамериканцам не разрешалось пользоваться ванной комнатой, столовыми приборами и одеждой белых. Даже в зале, где вручали премию «Оскар», чернокожим присутствовать было нельзя. Именно поэтому с одной из актрис, сыгравших в «Унесенных ветром», случился скандальный конфуз.
Хэтти МакДэниел блестяще исполнила роль Мамушки в знаменитом фильме 1939 года, и вполне заслуженно была номинирована на «Оскар». Вот только находиться рядом с коллегами она не могла: режиссер ленты Дэвид Сэлзник и все главные звезды сидели около сцены, а Макдэниел пришлось довольствоваться местом на галерке.
Каково же было удивление скептиков, когда Хэтти выиграла «Оскар». Она стала первой чернокожей женщиной, номинировавшейся на премию и одержавшей победу. Однако к сцене звезда «Унесенных ветром» пробиралась очень долго, ведь ей пришлось пройти через весь зал, буквально протискиваясь между столиками.
Этот случай возмутил многих демократически настроенных граждан. Вот только о полноценном расовом равенстве в США можно будет говорить лишь через полвека. Коллеги Хэтти МакДэниел не забыли про тот случай, и периодически напоминают о нем организаторам премии. Так, в 2010 году чернокожая актриса Мо’Ник, получившая награду за лучшую роль второго плана, пришла на церемонию в бирюзовом наряде с белыми гортензиями, вплетенными прямо в волосы. Именно такой образ Хэтти МакДэниел когда-то выбрала для той самой церемонии.
Марлон Брандо и его взгляды
Марлон Брандо неизменно входит во все списки наиболее талантливых актеров XX века. Однако это не отменяет многочисленные скандальные выходки, устроенные артистом. Он часто заявлялся на съемочные площадки не выучив сценарий, а во время работы над лентой «Апокалипсис сегодня» неожиданно для режиссера набрал вес, хотя в кадре должен был предстать в качестве накаченного вояки.
Увенчал череду этих странных выходок скандальный поступок Брандо на «Оскаре» в 1972 году. После его гениального перевоплощения в «Крестном отце» ни у кого не возникало сомнений, что именно Марлон заберет заветную статуэтку. Сам же актер предпочел не явиться на церемонию. Вместо себя он отправил представительницу коренного населения Америки по имени Сашин Легкое перо. Девушка вышла на сцену в национальной одежде и несколько минут рассказывала достопочтенным господам об уязвлении прав индейцев.
«Марлон Брандо доверил мне честь представлять его на этой церемонии и сказать вам от его имени, что он, к сожалению, не может принять эту высокую награду. Причиной этому послужило существующее в настоящее время в киноиндустрии отношение к американским индейцам», — заявила девушка со сцены.
Из-за поднявшегося в зале шума Сашин так и не смогла дочитать послание актера. Позднее его напечатали в одной из американских газет. Как оказалось, девушка была политической активисткой, имеющей индейские корни. Вскоре распространились слухи о том, что Брандо и вовсе подослал на церемонию самую обычную актрису, чтобы подшутить над не толерантными коллегами.
После столь громкого скандала академики ввели новое правило: отныне получать награды могли только сами номинанты. Если же они не имели возможности этого сделать, статуэтка передавалась родственниками и друзьям за кулисами. Так, одной возможностью для выражения своих социально-политических взглядов стало меньше.
Скандал с неотсмотренными фильмами
Вот уже много лет у зрителей вызывают вопросы правила выбора победителей в тех или иных номинациях. Мнения критиков и поклонников часто не совпадают в результатами «Оскара», и иногда такие ситуации оборачиваются скандалами.
Напомним, что за выбор победителей отвечает академики — специалисты, успевшие зарекомендовать себя в мире кино. Сейчас академиков насчитывается около 7000, и каждый из них голосует в определенной категории. Процедура проста: в преддверии вручения наград специалисты получают копии фильмов. Они должны посмотреть их и вынести свой вердикт.
В 2014 и 2015 годах популярное американское издание провело свое расследование. Поговорив с несколькими академиками на правах анонимности, журналисты выяснили, что некоторые из специалистов не отсматривают все доверенные им ленты. Нашлись и те, кто голосовали по наитию, то есть выбирали популярные ленты, отдавая им предпочтение и вовсе без просмотра.
Позже один из академиков заявил, что не досмотрел до конца документальную ленту «О. Джей: Сделано в Америке», которая шла 467 минут. Все эти скандальные случаи заставили продюсеров церемонии ужесточить систему работы специалистов. Сейчас представители премии утверждают, что академики смотрят абсолютно все ленты, представленные в номинациях, но неприятный осадок у зрителей все-таки остался.
#Oscarsowhite
Несмотря на то, что современный Голливуд полностью изменился за последние 70 лет, расовые скандалы все еще случаются с завидной регулярностью. Самый громкий из них пришелся на 2016 год. После очередного объявления номинантов жена Уилла Смит Джада Пинкетт-Смит заявила, что академики уязвляют права чернокожих артистов. Причиной ее возмущения стал тот факт, что два года подряд среди номинантов в актерских категориях были только белые актеры.
«Мольба о признании или просто просьба принижает достоинство и ослабляет силу. Мы достойны и мы сильны», — сообщила Джада в социальной сети.
Вскоре к актрисе присоединился и скандальный режиссер Спайк Ли. Заявления кинематографистов были сделаны аккурат 15 января, в день рождения знаменитого борца за равноправие Мартина Лютера Кинга.
Волна негодования, поднятая двумя активистами, привела к тому, что глава киноакадемии пообещала пересмотреть правила отбора картин и состав самих академиков. Журналисты же провели исследование, согласно которому 97% тех, кто выбирал победителей и номинантов были белыми. Так что повод для скандала все-таки bvtkcz, но его последствия в полной мере удалось осознать только через год.
Ошибка ценой в репутацию
В 2017 году случился скандал такого масштаба, что он едва не обернулся полным байкотом премии «Оскар» со стороны зрителей. Проблемы начались еще за несколько недель до церемонии, когда в списке номинантов оказалось подозрительно много чернокожих.
Борцы за справедливость тут же рассудили, что академики прогнулись под грузом недовольства движения #OscarsoWhite, поэтому решили раздать награды всем афроамериканцам, которые только могли их получить. Больше всего зрителей возмущало присутствие фильма «Лунный свет» в числе номинантов. Уж больно подозрительно выглядела скромная лента о чернокожем мальчике с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Некоторые критики даже намекали, что Барри Дженкинс специально решил реализовать проект, чтобы попасть в тренд. И это ему на 100% удалось. Фильм точно вошел в историю, и все благодаря маленькой ошибке.
Во время объявления победителя в категории «Лучший фильм» на сцену вышли Уоррен Битти и Фэй Данауэй. Они открыли конверт и после короткой заминки назвали фаворита — «Ла-Ла Ленд». Создатели ленты поднялись на сцену и даже успели обзавестись заветными статуэтками, когда выяснилось, что произошла ошибка. Оказывается, конверты перепутали, и артисты назвали победителя в категории за лучшую женскую роль (Эмма Стоун за несколько минут до этого получила «Оскар» за перевоплощение в «Ла-Ла Ленде»).
Разумеется, скандал разразился невероятный, а ведущий премии Джимми Киммел заявил, что часть вины лежит на нем, и более он никогда не возьмется за проведение «Оскара». Академиков за заклеймили, обвинив в чрезмерной толерантности и ущемлении, на этот раз, прав талантливых белых кинематографистов.
«Похороны» живого продюсера
Немногие знают, что на церемонии 2017 года произошел еще один скандал. Во время традиционного видео-трибьюта, в котором перечисляются умершие за последние месяцы кинематографисты, было показано фото здравствующего продюсера Ян Чапман. Ее перепутали со скончавшейся художницей по костюмам Джанет Патерсон. О досадном происшествии сообщила сама Чапман в социальных сетях.
«Меня совершенно опустошает произошедшее. Джанет была моей близкой подругой, вместе мы работали на многих проектах. Я просила ее агента тщательно проверить все фото, которые могут быть использованы в этом видео. Она была настоящей красавицей, и то, что Академия так фатально ошиблась, угнетает меня», — рассказала возмущенная Чапман.
Конечно, на академиков снова обрушились с критикой, и 2017 год был признан одним из самых неудачных для «Оскара».
Несложно заметить, что основным для церемонии остается вопрос расового неравенства. Афроамериканцы продолжают рассказывать об ограничении их прав, а некоторые критики жалуются на чрезмерную толерантность, мешающую оценивать произведения искусства объективно. Масла в огонь добавляют и организаторы, которые могут запросто допустить путаницу с конвертами и фотографиями.
Церемония 2019 года также может обернуться скандалом, ведь на ней не будет даже главного ведущего. Основного претендента на эту роль Кевина Харта заставили отказаться от должности из-за его старых шуток в сторону ЛГБТ-сообщества. Так что очередной «Оскар» может вбить еще один гвоздь в крышку гроба и без того неидеальной репутации главной кинонаграды мира.