Я пробовал снимать драмы, комедии — не получилось, они никому не понравились,
— говорит он словно в оправдание своей мрачной фильмографии. Жизнерадостный индиец М. Найт Шьямалан практически всю жизнь выпускает триллеры — странные, гипнотические картины про внутренних демонов. А свой интерес к сверхъестественному объясняет как родословной, в которой каждый второй предок чтил духов, так и обычным провидением. Не зря же он на заре карьеры вписал в паспорт им же придуманное имя Найт (с англ. — «ночь»): «Мне понравилось, как оно звучало».
Его новый фильм «Стекло», который 17 января вышел в российский прокат, — зрелище исключительное, киновселенная с оригинальными супергероями и злодеями, которых режиссер взял не из комиксов, а из своей головы. Сверхспособности в мире Шьямалана получают не вследствие укуса паука или научного эксперимента, а в результате душевного потрясения.
Может, у моих героев вовсе нет способностей и они себе все придумали,
— хитро улыбается режиссер, пожимая руку перед началом интервью, и мы начинаем разговор.
«Мне везет на хороших актеров. Возможно, потому, что я выбираю их интуитивно, а не по велению продюсеров»
В «Стекле» мы увидим психопата с 23 личностями, неуязвимого героя и самого хрупкого человека на свете… Как вы придумываете персонажей?
Образы появляются сами собой. Например, в 1999 году, когда я снял «Шестое чувство», в голову пришла идея: самолет разбивается, и все погибают, кроме одного парня, который начинает задумываться, не обладает ли он суперсилой. Так появился на свет «Неуязвимый». Разве что самолет я потом заменил на поезд. Актеров подобрал спонтанно: мне очень нравились Сэмюэл Л. Джексон и Брюс Уиллис в «Криминальном чтиве», и я позвал эту парочку к себе в кино. А в процессе съемок понял: история слишком масштабна, чтобы обойтись одним фильмом. В итоге «Неуязвимый» стал первым актом, «Сплит» — вторым, где мы встречаем злодея-психопата в исполнении Джеймса Макэвоя, а теперь подоспел и третий — «Стекло».
М. Найт Шьямалан, Сара Полсон, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Джеймс Макэвой и Аня Тейлор-Джой на премьере картины «Стекло» в Лондоне
Чтобы продолжить эту историю, вам понадобилось 20 лет. Почему так долго?
Я человек чувствительный, даже обидчивый. И после неоднозначной реакции на «Неуязвимого» не планировал ничего снимать. Да и студии не хотели выпускать фильмы про супергероев — это сейчас они популярны, а в 2000 году мне рассмеялись бы в лицо на предложение сделать подобное. Люди были не готовы, и я вовремя это понял. К тому же я был женат (супруга Шьямалана — индианка Бхавна Васвани, с которой он познакомился в начале 90-х. — Ред.), появились дети… И я, как образцовый отец, начал снимать более светлые фильмы. Зато теперь, когда дети подросли и я вернулся к старым добрым триллерам, аудитория оказалась готова к продолжению.
А актеры были готовы?
Брюс и Сэмюэл сами просили меня о продолжении! Сэм вообще меня достал. Стоило увидеть его в Лос-Анджелесе в павильоне киностудии, как он кричал: «Чувак, почему мы еще не сделали этот гребаный сиквел?!» (Смеется.) Когда я наконец позвал его сниматься, он был невероятно рад. Вообще, мне всегда везло с актерами. Возможно, потому, что я полагаюсь при кастинге на интуицию. Только так и надо выбирать людей. Я убежден, что неправильный артист не попадет ко мне в кино: он заболеет, опоздает, не сможет прийти на пробы. С единомышленником же Вселенная сведет сама, как это случилось с Джеймсом Макэвоем. Он просто подошел познакомиться на фестивале Comic-Con, и я понял: вот он, мой герой.
Новый фильм режиссера, «Стекло», — продолжение его проектов «Неуязвимый» и «Сплит», посвященных людям с необычными способностями. В ролях — Джеймс Макэвой, Брюс Уиллис и Сэмюэл Л. Джексон
Вы считаетесь голливудским режиссером, но при этом не живете в Лос-Анджелесе. Не сложно работать в индустрии, когда вы так далеко от нее?
У того, что я живу в Филадельфии, есть свои плюсы: на меня не обращают внимания продюсеры, а значит, я могу снимать что душе угодно. Правда, я нечасто пересекаюсь с боссами, мое имя реже всплывает в разговорах, и «Парк Юрского периода» режиссировать никто не предложит — хоть я бы и не отказался. (Смеется.) Я существую автономно: да, не дружу с Джорджем Клуни и Брэдом Питтом, хотя слышал, что они хорошие парни. Зато не нахожусь в голливудском мыльном пузыре киностудий и вечеринок. Вместо этого наблюдаю по утрам, как соседка ссорится с мусорщиком, вожу детей в школу и в повседневности черпаю вдохновение. А когда все-таки выбираюсь в Лос-Анджелес, чувствую себя долгожданным гостем: люди расчищают свое расписание, чтобы встретиться, все очень внимательны. И это чертовски приятно.
Вы снимаете довольно жуткие фильмы. А сами боитесь чего-нибудь?
Абсолютно всего! Я самый трусливый парень на планете, и с возрастом тревога лишь усиливается. Но если раньше я боялся конкретных вещей — шорохов и скрипов ночью, то теперь пугает более абстрактное. Страшусь того, что будет в будущем, волнуюсь за безопасность жены и детей. И никакие монстры не идут с этим в сравнение.
С супругой, соцработником Бхавной Васвани, Найт познакомился в университете, в 1993-м они поженились. Пара воспитывает трех дочерей, и Бхавна часто посещает премьеры мужа. В конце прошлого года режиссер лично представил новый фильм в Москве
То есть пауками вас не напугаешь?
Нет. Но я жутко боюсь летать, а по работе делать это приходится часто. Просто я контрол-фрик и мне сложно смириться с тем, что в воздухе над своей жизнью я не властен. Но с годами я научился справляться с этой проблемой.
Как думаете, почему при всем обилии фобий люди смотрят триллеры? Им мало ужасов реальной жизни?
В моменты страха наши чувства на пределе. Это и большой стресс, и настоящий кайф — ведь именно так мы чувствуем себя живыми. Это как американские горки — каждый новый крутой поворот бодрит и щекочет нервы. Нам всем иногда нужна встряска. Большинство людей проживают жизнь в сонном режиме: говорят негромко, передвигаются размеренно. Если я спрошу парня на улице, как пройти куда-то, он ответит тихо. Но стоит сделать вот так (резко хлопает в ладоши) — и его внимание тут же будет приковано ко мне. И пусть он сколько угодно думает: «О боже, что за псих!» (Смеется.) Но я точно разбудил его. Бояться — полезно. Иногда.
«Стоило мне стать отцом, как я начал снимать доброе кино. Но дети подросли, и я снова готов к триллерам»