В России уже работает 70 (!) компаний по производству беспилотных летательных аппаратов. Развитие отечественных беспилотных технологий, бесспорно, ускорила специальная военная операция. В начале СВО авиапарк малых и средних дронов был представлен, преимущественно, моделями из «поднебесной». На 526-й день спецоперации небо контролируется беспилотниками российского производства.
Содержание статьи
«Партизан» — это полноценный самолет
В прошлом году Сибирский НИИ авиации анонсировал создание нового турбовинтового самолета для местных авиаперевозок «Партизан». Он должен был полностью заменить авиапарк верных «кукурузников» Ан-2, эксплуатационные возможности которого подошли к последней черте. Но СВО, по мнению специалистов сибирского авиационного института, поставила новые задачи: увеличение парка беспилотной авиации и, прежде всего, тяжелых дронов. Биплан «Партизан» — это самый настоящий беспилотный самолет с уникальными характеристиками: он может взлетать и садиться на площадку размером 50 на 50 метров. Практически «вертолетные» возможности вертикальной взлет-посадки обеспечиваются винтомоторной группой, создающей активный обдув крыла за счет электродвигателей. Это позволяет совершать взлет и посадку БПЛА на очень малой скорости на ограниченные площадки.
Неуловимый «мститель»
Именно небольшая скорость «Партизана», высокая полезная нагрузка — около тонны, и практическая бесшумность, превращают его в идеальный ночной бомбардировщик. Нишу тяжелых беспилотных аппаратов в России занимает только реактивный «Охотник». Но его задачи — работа в паре с Су-57 для нанесения ударов по удаленным от линии соприкосновения военным объектам противника. Современный «Партизан» чем-то напоминает самолет У-2, легкий бомбардировщик времен Великой Отечественной войны, наводивший ужас на немцев ночными атаками на арсеналы и аэродромы. Но возможность «Партизана» брать на борт почти 1000 килограмм бомбовой нагрузки, превращает его в бесшумный тяжелый бомбардировщик.
Мал, да удал
К новому электрическому беспилотнику вертолетного типа эта характеристика подходит как нельзя лучше. Небольшой вертолет массой 30 килограмм и полезной нагрузкой в семь килограмм, займет достойное место среди беспилотных разведчиков в зоне СВО. «Новинка — не квадрокоптер, а именно вертолет, — уточнил исполнительный директор предприятия-разработчика Иван Анцев, — При необходимости на беспилотник можно установить оптико-электронные системы, тепловизор, детекторы излучения и другое оборудование. Летает он полностью автономно, 1.5 часа в воздухе».
Запустил и «забыл»
Примерно так можно объяснить возможности работы беспилотного вертолета. Командование ставит задачу отследить обстановку в определенном квадрате в течение нескольких дней, например, на случай появления диверсионных групп противника. На боевой дежурство в режиме 24/7 заступает пара наших БПЛА. Они мониторят обстановку в заданном районе и автоматически передают информацию на пункт управления в режиме онлайн. Когда заканчивается зарядка у одного вертолета, он сам возвращается на подзарядку, а его сменяет в воздухе «отдохнувший» собрат.
На стартующем 14 августа международном военно-техническом форуме «Армия-23» ведущие российские производители БПЛА представят новейшие разработки в сфере беспилотной авиации. Многие из них в дальнейшем могут быть приняты на вооружение российский армии.