Российское правительство работает над проектом по дедолларизации национальной экономики, который через «одну-две недели» должен утвердить премьер-министр Дмитрий Медведев. Как пишет издание The Bell, «запрета расчетов в долларах не будет» — смысл проекта заключается в переходе на взаиморасчеты в национальных валютах: с Китаем торговать в юанях, в Евросоюзом — в евро, со странами Евразийского экономического союза — в рублях.
Ранее первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов допускал, что РФ может отказаться от долларовых расчетов при торговле нефтью. «Не исключено. Мы существенно уменьшили наши вложения резервов в американские активы. По сути, уже доллар, который считался мировой валютой, становится рисковым инструментом для расчетов», — говорил Силуанов в эфире телеканала «Россия 1».
По его словам, при расчетах за экспорт нефти Москва может перейти на другие валюты и даже на рубль. «Несмотря на то, что нефть, как правило, торгуется и расчеты контрактные осуществляются, исходя из долларовой оценки, мы можем даже фиксировать долларовый эквивалент, но получать за поставки нефти евро, получать другие свободно конвертируемые валюты, в конце концов, национальную валюту», — отметил Силуанов.
Американская валюта является самой популярной в международных расчетах — на ее долю приходится порядка 80% мировых операций. А какие страны слезли с долларовой «иглы»?
Отдедолларизовались
Массово от использования долларов во взаиморасчетах девять лет назад стали отказываться латиноамериканские государства — Боливия, Венесуэла, Гондурас, Куба, Никарагуа, Эквадор.
В 2014 году взаиморасчеты в национальных расчетах стали производить Бразилия и Уругвай. «Соглашение стало результатом долгих переговоров между странами, входящими в Меркосур, а также глобальных стратегий БРИКС», — говорил тогда представитель Федерального университета Рио-де-Жанейро Карлос Франсиско Тейшейра да Силва.
Позже дедолларизация дошла до азиатско-тихоокеанского региона. Так, доллары во взаиморасчетах больше не используют Китай и Австралия. В национальных валютах Поднебесная также торгует с Японией и Индией, а Япония — с Бразилией.
Кстати, ровно четыре года назад были проведены первые платежи в рублях между Россией и Северной Кореей. Торгует в национальной валюте наша страна и с Китаем — недавно на Шанхайской международной энергетической бирже были запущены торги нефтяными контрактами в юанях.
А недавно, на фоне обострения отношений Турции с США (Вашингтон вдвое повысил пошлины на турецкие сталь и алюминий — прим. ред.), президент республики Реджеп Тайип Эрдоган пригрозил Америке, что той придется «искать новых союзников». Кроме того, Анкара намерена перейти на расчеты в национальных валютах в торговле со своими союзниками: Россией, Китаем, Ираном и Украиной. «Если страны Европы тоже захотят избавиться от доллара, то Анкара готова перейти и с ними на аналогичные расчеты», — пообещал турецкий лидер. Тогда же он призвал население обменивать доллары и евро на национальную валюту. Дело в том, что турецкая лира стремительно девальвируется на фоне опасений из-за ухудшения отношений с США.
Но дальше всех в отказе от долларов зашел Иран. В свое время экс-президент Исламской республики Махмуд Ахмадинежад называл американскую валюту «никчемной бумажкой». В 2008 году Тегеран запустил торговую площадку, где продавались нефть и газ за иранский реал. Сейчас, когда отношения Тегерана и Вашингтона в очередной раз зашли в тупик и Дональд Трамп грозит ввести против страны новые санкции, Иран объявил, что полностью отказался от американской валюты.
«Все министерства, государственные организации и фирмы обязаны использовать евро как основную валюту в отчетах и при публикации статистики», — отмечается в официальном сообщении иранского правительства.
Как сказали в Иранском Центральном банке, помимо евро при взаиморасчетах с другими государствами будут использоваться турецкая лира, южнокорейская вона и российский рубль.
Что заменит доллар?
По словам главного аналитика Центра аналитики и финансовых технологий Антона Быкова, для отказа от доллара необходимо главное условие: «объективность» курса и курсовая стабильность расчетных валют. В противном случае конверсионные издержки (и, как следствие, финансовые риски), будут тем выше, чем больше объем товарооборота.
«Для иллюстрации этой темы можно вспомнить попытки образовать некий валютный союз в рамках исторически и географически близких стран Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Белоруссия). До 2014-2015 года тема создания общей расчетной валюты в рамках ЕАЭС очень активно обсуждалась на уровне глав государств и была одной из ключевых в рамках глубокой экономической интеграции. Однако уже к середине 2015 — началу 2016 года про эту тему забыли. Причиной этого, очевидно, стал обвал рубля или, говоря экономическим языком, введение Банком России „плавающего курса“. Дружественным странам не могло понравиться это одностороннее действие, в результате которого их продукция стала резко неконкурентоспособной по сравнению с российской», — поясняет Быков.
Единственными подходящими альтернативами доллару эксперты называют юань и евро. Но и здесь есть определенные риски. Для евро это политическая устойчивость Евросоюза (и сохраняющаяся зависимость от США). Для юаня — отсутствие свободной конвертации, высокая вероятность искусственной девальвации со стороны китайского регулятора (в случае возникновения проблем в экономике Поднебесной).