16 августа 2017 года из жизни ушла одна из самых талантливых деятельниц кино России Вера Глаголева. Смерть актрисы стала настоящим потрясением для ее поклонников, ведь звезда тщательно скрывала неутешительный диагноз — рак желудка.
Да, и по ее поведению сложно было сказать, что Глаголева столкнулась со смертельной болезнью. За четыре месяца до смерти она начала работать над фильмом «Не чужие», который выходит в прокат 15 ноября 2018 года.
«СтарХит» побеседовал с членами съемочной группы и выяснил, почему данная лента была так важна для Глаголевой.
«ВСЕМ, КТО ЗНАЛ И ЛЮБИЛ ВЕРУ ГЛАГОЛЕВУ»
Сценаристка Ольга Погодина-Кузьмина не в первый раз работала с Верой Глаголевой. Еще в 2014 году они вместе создали картину «Две женщины», которая удостоилась наивысших оценок среди критиков и зрителей.
По словам Погодиной-Кузьминой, ее пьесой «Глиняная яма», написанной еще в 2007 году, интересовались многие режиссеры, включая Алексея Балабанова. Однако ближе всех эта история оказалась именно Вере Глаголевой.
Актрису полностью устраивал сценарий за исключением финала.
«В первоначальном варианте был пессимистический взгляд на разрешение событий, в фильме мы даем героям и зрителям надежду. Это было принципиально важно для Веры — не просто говорить о каких-то волнующих и важных вещах, но искать в них светлую, солнечную сторону. Она была очень глубоким человеком, у нее было обостренное чувство справедливости. И вера в то, что добро должно победить», — рассказала Ольга.
Сюжет фильма развивается в небольшом провинциальном городке. Две сестры живут вместе с матерью, с переменным успехом зарабатывая на жизнь. Однажды на горизонте появляется загадочный восточный мужчина, который вносит сумятицу в отношения родственников, заставляя сестер соперничать друг с другом. «Наше кино — это разговор со зрителем. Откровенный, важный, честный. Это разговор о переменах, которые сегодня переживает мир. Важно понять, готовы ли мы к этим переменам. Съемочная группа долго занималась поиском подходящего места съемок. В конце концов выбрали город Алексин, там есть глиняный карьер. Это по-своему красивый, тихий городок, каких очень много в разных частях России. Это обобщение было очень важно для нас», — подчеркнула Погодина-Кузьмина.
Из-за стремительно развивающейся болезни Вера Глаголева не успела закончить картину. Именно поэтому работу над фильмом в память о ней продолжила продюсер Наталья Иванова, которая была знакома со всеми задумками режиссера.
«Когда проводились досъемки, мы только воплотили те идеи, которыми Вера как автор делилась и с продюсером Наташей Ивановой, и со съемочной группой, и со своей семьей. Поэтому картину завершили и смонтировали достаточно быстро – это была коллективная работа, мы все предлагали какие-то решения, исходя из нашего общего видения, но ориентируясь на режиссерскую концепцию. Я советую смотреть это кино всем, кто знал и любил Веру Глаголеву, конечно, этот фильм будет интересен – как воплощение ее взгляда на мир, на будущее нашего общества. Но, я думаю, что фильм будет понятен и близок в любой точке мира. Ведь, в конце концов, это история любви, которая иногда заводит нас в пропасть, но и спасает на самом краю», — рассказала Ольга.
«ГЛАГОЛЕВА ВСЕГДА ДОБИВАЛАСЬ ТОГО, ЧЕГО ХОТЕЛА»
Одну из главных ролей в фильме «Не чужие» исполнил 32-летний Санжар Мади, известный зрителям по таким нашумевшим проектам как «Золотая Орда» и «Защитники».
Как оказалось, кастинг-директоры довольно долго искали актера, который смог бы полностью вписаться в заданный образ, и при этом отразить душевные терзания героя. Санжар попал в команду практически случайно: коллега по «Золотой Орде» порекомендовала его продюсерам. По словам Мади, он сразу же решил работать над лентой, ведь роль ему предлагала сама Вера Глаголева.
«Когда Вера Глаголева предлагает тебе одну из главных ролей в своем фильме, нужно быть очень глупым человеком, чтобы отказаться. Она мне показалась очень интересным режиссером, поскольку не затрагивала никакие национальные или религиозные аспекты. Наоборот, показывала какие-то сакральные вещи, о которых порой не принято говорить. Так что мне понравилась и сама перспектива сыграть у Глаголевой, и персонаж, который сразу показался интересным», — поделился Санжар.
Актер не отрицает, что Глаголева была очень вдумчивым режиссером, прекрасно знающей, как должно выглядеть ее кино. При этом сам Мади чувствовал себя на съемочной площадке по-настоящему комфортно. «Мне не было сложно с ней работать. Однако сразу оговорюсь, что Вера была очень требовательным человеком. Даже работая с народными артистами, она не снижала планку. Некоторые даже плакали. Но пока Глаголева не добивалась того, чего хотела, она не отступала. Мы могли снимать по 40 или 50 дублей одной сцены, в этом и была вся Вера Глаголева. Что касается меня, Вера никогда не ругала мою работу. Бывало такое, что я сидел с другими актерами, а они спрашивали, почему Глаголева на меня не кричит. Я подходил, узнавал, а она отвечала, что я все делаю правильно, и ей просто нужны разные варианты дублей», — рассказал артист.
Разумеется, у Санжара осталось немало ярких впечатлений, связанных со съемками картины. Работа проходила в небольшом Тульском городе, где даже не потребовалось возводить декорации — актеры трудились в тех самых домах, где живут обычные люди. Сама Глаголева была настолько активна, что Мади даже не догадывался о ее смертельном диагнозе.
«В силу воспитания я не задавал ей никаких вопросов на эту тему. Тем более, Вера всегда была так вовлечена в съемочный процесс. Я помню последний наш рабочий день в Тульской области. Нам оставалось снять один процент картины в Казахстане, так называемые флэшбеки. Я тогда опаздывал на рейс, запрыгивал в машину на ходу и сказал Вере: «Скоро увидимся в Казахстане». Она ответил «да» и лишь потом до меня дошли эти ужасные новости. В Казахстане мы уже работали без Веры. Вся съемочная группа поехала на локацию за город, погода была солнечная, а Вера очень хотела, чтобы в этой сцене был туман. И вот, когда мы переоделись, внезапно начался сначала дождь, потом снег, а после опустился такой густой туман, что вытянув руку, ее буквально не было видно. Мы сняли все необходимые сцены, и туман также внезапно исчез. Это было настоящее волшебство», — признался Санжар.
Конечно, поклонники Веры Глаголевой прекрасно понимают, что вернуть ее уже невозможно. Однако благодаря фильму «Не чужие» у фанатов появится еще одна возможность вспомнить про неподражаемый талант артистки, которой удавалось тонко чувствовать мир, оставляя и себе, и героям надежду даже в самые тяжелые минуты жизни.