Три с лишним часа действа, уводящего зрителей в стародавние времена королей, междоусобиц и войн, пролетают на одном дыхании. Герой Домогарова — гнусный тиран, исчадие ада, уже родившийся уродливым. Но то было физическое уродство. Нравственное оказывается гораздо страшнее. Недолюбленный матерью сын, которого сторонятся все члены семьи, в отместку плетет интриги и идет по трупам родных в борьбе за трон. О природе этой жестокости и размышляет в постановке ее режиссер Нина Чусова.
В спектакле множество персонажей, которых никак не назовешь второстепенными, — у каждого своя судьба, свои пороки, которые вскрываются по ходу пьесы. Там каждый готов продать и убить ради собственной выгоды. Ричард жонглирует и манипулирует низменными чувствами, ему нравится провоцировать, в прямом смысле давить людей.
В средневековую историю, благодаря режиссуре Чусовой, врываются и отголоски современности: тут и предвыборные листовки Ричарда, которые раздают зрителям, и сын короля в круглых очках, напоминающий в момент первого появления на сцене Гарри Поттера.
—
Наблюдая за вами во время спектакля, невозможно не заметить, что вы кайфуете от этой роли, проживаете ее на все 100. Многие мечтают сыграть Ричарда. Вы были в их числе?
Да, тут все совпало: и желание, и режиссер. Но в репертуарном театре нет такого — «хочу» или «не хочу». Есть репертуар, который составляется на будущее, и, если ты попадаешь в распределение, обязан репетировать, работать. В случае с «Ричардом» мы с режиссером Ниной Чусовой долго думали, взвешивали все за и против: насколько это будет интересно, злободневно и вообще нужно. И вот пришли к выводу через два года, что надо ставить. Да, пьеса сложная, тяжелая. Работу провели огромную. И по сокращению произведения в том числе. Если его делать в оригинальном виде, спектакль шел бы часов 10.
—
Читала в одной из рецензий, что для вас разрывающая своими эмоциями роль Ричарда, возможно, как психотерапевтический сеанс, во время которого можно выбросить из себя весь негатив. В этом есть доля правды?
Ну, это понятно. Но не совсем так. Скорее весь спектакль — в принципе психотерапевтический сеанс, но зритель тут не врач. Он, наоборот, скорее должен понять, о чем мы говорим… О наказании. У Шекспира оно особенное. Сначала происходит нравственное падение, а потом тебя убивает совесть и твой характер. Понимаешь, что ты — сам себе возмездие. Почему тогда герой пьесы так ищет смерти? Вот это вот: «Коня, корону за коня!» — когда Ричард не сбегает с поля боя, а лезет в самую гущу. Он думал, что победит, но в результате убит. Не могу сказать, что я на сцене через эмоциональные монологи избавляюсь от негативной энергии. Когда мы встретились с драматургом Андреем Максимовым (автором этой самой рецензии) после спектакля, то он сказал мне следующую фразу: «Для этого надо что-то пережить». Что отнюдь не означает, что я выкидываю черный негатив, чтобы от него освободиться. Пережить — да, тут согласен. Набить шишки в жизни, чтобы понимать, о чем говоришь. Думаю, тут понятно, что имеется в виду.
—
В итоге вы довольны тем, как все получилось на сцене?
Мы пока только начали плавать. Спектакль рождается, потом ходит в детский сад, в начальную школу. Это все — как человеческая жизнь. Потом он взрослеет, мужеет, стареет и умирает. Сейчас мы только из лягушатника входим в большой бассейн и пытаемся немного грести. Спектаклей через 50 я вам скажу, хорошо ли мы плывем.
—
У вашего героя в основном негативные черты характера. Но, тем не менее, в какие-то моменты он вызывает даже симпатию. Есть у вас с Ричардом что-то общее? Может, когда-то тоже возникало чувство недооцененности?
У меня детство было замечательное, родители и бабушка любили, ходил в музыкальную школу с 6 лет, тут не докопаетесь. И проводить параллели не надо. Разумеется, всегда хочется большего, чем имеешь. Но надо отдавать себе отчет. Слово «недооцененность» — не совсем правильное. Покоряя одну вершину, надо стремиться к другой. Сейчас есть скорее ощущение неуспокоенности.
—
А что касается власти — вы властолюбивый человек?
А кто из нас нет? Все мы такие.
—
Я вот не люблю руководить…
Ну, это вам так кажется. А вот закройте глаза и представьте, что вы начальник отдела.
—
Я итак начальник отдела, но руководить не люблю.
Всегда думаешь, вот, если бы я был заведующим, к примеру, по репетиционной части, то сделал бы по-другому. Мы все умозрительно об этом размышляем, абсолютно все, каждый. Не верю, что человек может стоять у станка и не думать о том, как стать начальником смены.
—
У многих больших актеров есть свои театры. У вас не было таких мыслей?
Чтобы делать такое дело, придется забыть о профессии, уходить. Совмещать актерство и заниматься организацией жизни театра — как мне кажется, невозможно. Я в этом плане перфекционист. Надо отдавать себе отчет: либо снимаюсь в кино, езжу на гастроли, либо подбираю режиссеров, спектакли, смотрю, ищу, думаю, собираю штат. Это дни и ночи. Но, кто знает, в будущем все может быть, никогда не говори «никогда».
—
Все отмечают, что вы очень похудели, в отличной форме. Что для этого делали? Может, какой-то режим соблюдаете?
Режима, наоборот, никакого нет. Я как привык просыпаться в полседьмого, так и просыпаюсь. Конечно, потом в обед могу опять заснуть, если никуда не надо идти. Но по утрам организм сам срабатывает. И желание попить кофе всегда побеждает. Не могу сказать, что сидел прям на диете… Видимо, какое-то внутреннее состояние такое было. Как-то все само собой. Железки тягать в зале я не люблю, но ходил несколько раз. Цели похудеть как таковой и не было. Видимо, нервы жрали организм постепенно.
Александр Домогаров со скандалом ушел из МХАТ им. Горького
—
То есть всему виной нервы?
Ну, вот вы видели спектакль, там что, без нервов? Думаю, что после каждого килограмма 1,5 уходит. Все мокрое насквозь — и рубашки, и майки. Можно, конечно, их потом обратно набрать в течение трех дней.
—
Так на сколько килограммов похудели?
На 10-11. Цифра сейчас держится.
—
Вы как-то упомянули, что при плотном рабочем графике пьете милдронат (мельдоний) для бодрости и энергии. Это была такая шутка?
Да, он не запрещен, пожалуйста, в любую аптеку заходите и берите, если вам охота как-то собраться с мыслями и чтобы ваш организм был податлив. И не только я этим пользуюсь, но и студенты, к примеру, во время сессии. Я не чувствую от него какого-то взрыва энергии, может, он на меня чисто психологически воздействует, как стимулирующее средство, которое помогает собраться.
—
Что еще для вас источником энергии может быть?
Просто внутреннее состояние готовности, которое помогает мобилизовать силы. Цель, что нужно дойти из точки А в точку Б, пройти эти 10 км. Мне вот нужно проплыть 25 раз от одного края бассейна до другого. Можно, конечно, этого не делать и проплыть один раз, но есть волшебное слово «надо».
—
Во время спектакля меня немного удивило, что по сюжету постановки Ричарду натурально плюют в лицо. Такая антикоронавирусная прямо история.
Не могу сказать, почему так сделали, скорее всего, это просто ход. Тут уже не думаешь о коронавирусе, потому что зараза к заразе не пристает, это с одной стороны. Ну, а, во-вторых, мы тут все здоровы: и температуру у нас меряют, и руки все время моем. Проверки в театрах сейчас проходят, но до нас пока не доходят. В любом случае выходить на сцену в масках не имеет никакого смысла. Каждый у нас ответственен сам за себя. Если кто-то заболеет, играть в больном состоянии не приходит.
—
Вы у себя ни разу не подозревали ковид, а то сейчас же еще разные виды гриппа ходят?..
Нет, я все время нюхаю и слышу хорошо.
—
А из близких никто не переболел?
Среди близких, слава Богу, нет, а вот знакомые — да. Все шутки про то, что это ерунда, прошли еще с первой волной. Надо по возможности, естественно, соблюдать то, что говорят. Чтобы избежать повторения ситуации, которая была весной. Если театры закроют снова, это будет очень тяжело — удар гораздо сильнее, чем первый.
—
Помимо «Ричарда» над чем еще сейчас работаете? Может, есть какие-то съемки в кино?
Нет, пока нет. Меня кино забыло. Предложения бывают, но то, что предлагается, неинтересно. Есть одно хорошее, на которое очень надеюсь, но там станет понятно не раньше января-февраля. Были съемки «Гардемаринов» летом, мы сняли то, что хотели, Светлана Сергеевна Дружинина потом еще месяц работала в Крыму. Это уже пятая часть, которая будет состоять из двух: «Мир» и «Война». Первую закончили, подошли ко второй — батальным сценам. К ним приступим либо в конце весны, либо в начале лета.
—
А чем тогда развлекаете себя в то время, когда особо никуда не сходишь, не съездишь?
Я и не любитель куда-то ходить. Не тусуюсь, мне всегда есть, чем заняться дома. Очень люблю рыбалку. У нас тут есть место определенное. Сейчас вот холодает, форель пошла, щука. Два дня подготовки, потом в семь часов утра на воду, и можно так до пяти-шести вечера просидеть, даже не замечаешь, как проходит время.
Ближайшие спектакли «Ричард III» состоятся в Театре имени Моссовета 31 октября и 4 ноября
Фото: PhotoXPress.ru, Сергей Ведяшкин/АГН «Москва», Instagram.com
На днях Александр Домогаров сделал заявление о том, что прекращает любое сотрудничество с МХАТ им. Горького. В театре на это развели руками — мол, никаких конфликтов не было, о своем решении он их не уведомил. Как выяснилось, руководство не заплатило актеру гонорар за выполненную работу.