![Иван Крамской. Портрет кисти И. Е. Репина, 1882 год](https://milbaby.ru/wp-content/uploads/2022/06/neizvestnaya-kramskogo-prezrennaya-zhenshhina-chej-naryad-kuplen-tsenoj-tselomudriya.webp)
Иван Крамской. Портрет кисти И. Е. Репина, 1882 год
Иван Крамской был прежде всего портретистом, может быть — величайшим русским портретистом XIX века. Это заметил еще Владимир Стасов, написавший через год после смерти художника: «Картины Крамского, при многих крупных достоинствах своих, никогда не могут равняться с его портретами… Создавание картин являлось в продолжение всей жизни Крамского чем-то вроде тяжких потуг. Он всегда это сам чувствовал. В портретах Крамского — совсем другое. Он способен был глубоко вникать в человеческую натуру, он долго и пристально изучал человеческую голову, выражение характеров, лиц, он обладал значительным талантом художественного исполнения, который он еще развил прилежным самовоспитанием — и оттого-то, среди громадной массы написанных им портретов, лучшие, удачнейшие образуют несравненное собрание словно живых людей».
Его портреты были точны, как фотографии, но именно на них и видно отличие даже замечательной фотографии от работы гениального художника: Крамской словно ловил душу человека, и, как в повести Уайлда, запечатывал ее в холст.
«НА ПЛЕЧАХ — ДВА ВОРОНА, В НОГАХ — ДВА ВОЛКА, И МНОГО ДРУГОЙ ГАЛИМАТЬИ»
Именно с фотографий юный Крамской и начинал. Точнее, с их ретуширования. До того он немного учился рисовать у иконописца в городе Острогожске, где появился на свет в 1837 году и провел первые девятнадцать лет жизни. В какой-то момент у местного фотографа безнадежно запил профессиональный ретушер, и Иван, вроде бы способный к рисованию молодой человек, был экстренно призван на помощь…
Его отец был скромным писарем, и рассчитывал, что сын выберет такую же надежную профессию и спокойную жизнь в Воронежской губернии. Но Иван любил возиться с карандашами, кисточками и красками: уже в ранней молодости он писал картины, причем на серьезные исторические сюжеты типа «Смерть Ивана Сусанина». В конце концов отправился в Петербург, чтобы там продолжить карьеру ретушера (а на самом деле, разумеется, с прицелом на то, чтобы получить серьезное художественное образование). С фотографиями в столице все складывалось изумительно — Крамского всерьез начали называть «богом ретуши», он делал с банальными карточками какие-то чудеса. И вскоре поступил в Академию художеств.
![Портрет императора Александра III, 1886 г.](https://milbaby.ru/wp-content/uploads/2021/09/deni-bajsarov-zarabatyvaet-4-tysyachi-v-chas.gif)
Портрет императора Александра III, 1886 г.
Но возникла проблема с учителями: они заставляли студентов копировать то античные образцы, то работы художников-классицистов вроде Николя Пуссена. Тогда, в Академии середины XIX века, под хорошей живописью понималось нечто чинно-благородное, приятное глазу, имеющее своим предметом возвышенную тему. Собственно, именно из-за этого и произошел знаменитый скандал, когда выпускникам, в том числе 26-летнему Крамскому, предложили поработать над сюжетом «Пир в Валгалле». Сам Крамской описывал его так: «Из скандинавской мифологии, где герои-рыцари вечно сражаются, где председательствует бог Один, у него на плечах сидят два ворона, а у ног — два волка, и, наконец, там, где-то в небесах, между колоннами месяц, гонимый чудовищем в виде волка, и много другой галиматьи».
А это был не просто какой-то экзамен — это был конкурс «на золотые медали 1-го достоинства»; хорошо изобразив Одина, Тора, волка Фенрира и воронов Хугина и Мунина, можно было обеспечить себе многолетнюю стажировку в Италии. Но 14 художников во главе с Крамским писать «Пир в Валгалле» категорически отказались — это было им не по душе, они предпочли бы «свободную тему». А нет свободной темы — значит, прощай, Академия. Вольнодумство молодых людей потрясло не только преподавателей, но и полицейское начальство — художников-смутьянов сочли личностями крайне неблагонадежными. Но они не собирались создавать подпольную организацию, они хотели писать то, что им нравилось.
![Портрет Н.А. Некрасова.](https://milbaby.ru/wp-content/uploads/2021/09/deni-bajsarov-zarabatyvaet-4-tysyachi-v-chas.gif)
Портрет Н.А. Некрасова.
«Я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились», — говорил Крамской. Бунтари создали Артель художников, дела которой быстро пошли в гору — но просуществовала она всего несколько лет, потом Крамской начал говорить о том, что «зенит пройден», «Артель позорно толчется неизвестно для чего на одном месте». Вслед за ее распадом было создано Товарищество передвижных художественных выставок — проще говоря, появились передвижники: реалисты и противники академического искусства. И с этим движением имя Крамского (как, впрочем, и десятков других крупнейших русских художников XIX века) будет связано неразрывно.
![Портрет Льва Николаевича Толстого, 1873 г.](https://milbaby.ru/wp-content/uploads/2021/09/deni-bajsarov-zarabatyvaet-4-tysyachi-v-chas.gif)
Портрет Льва Николаевича Толстого, 1873 г.
«ИСЧАДИЕ БОЛЬШОГО ГОРОДА» ИЛИ МОРГАНАТИЧЕСКАЯ СУПРУГА АЛЕКСАНДРА II
За свою не очень длинную жизнь (он умер в 49 лет, мгновенно, от разрыва аневризмы) Крамской создал множество великолепных работ. Но самая его знаменитая картина, разумеется, «Неизвестная» (которую в народе упорно называют «Незнакомкой», путая героиню с описанной Блоком девушкой из ресторана). Мы не знаем и никогда не узнаем, что за женщина изображена на этом полотне. Удивительным образом Крамской так и не раскрыл имя своей модели и вообще почти не распространялся о «Неизвестной», хотя казалось бы — что в этом такого?..
Стасов недовольно называл ее «кокоткой в коляске», другие, наоборот, хвалили картину — хотя с определением «кокотка» не спорили. «Эта вызывающе красивая женщина, окидывающая вас презрительно чувственным взглядом из роскошной коляски, вся в дорогих мехах и бархате, — разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин презренных под их нарядами, купленными ценою женского целомудрия?..» — писал критик Ковалевский. То есть мы наблюдаем едва ли не обличение безнравственности (некоторые дополнительно умудрились разглядеть в «Неизвестной» Анну Каренину).
Смеркалось, шли годы; постепенно в «Неизвестной» начали видеть натуру романтическую и пленительную, гордую и независимую. Тщательно проанализирована ее одежда (соболье манто фасона «Скобелев», бархатная шляпка «Франциск», лайковые перчатки) — все это действительно вызывающе дорого, но о чем нам это говорит?
![](https://milbaby.ru/wp-content/uploads/2021/09/deni-bajsarov-zarabatyvaet-4-tysyachi-v-chas.gif)
«Неизвестная», 1883 г.
Существует версия, что на полотне некоторым образом изображена княгиня Екатерина Долгорукова — любовница, а впоследствии и морганатическая жена императора Александра II. Да, она не очень-то похожа на ту Долгорукову, которую мы знаем по фотографиям. Но и этому энтузиасты нашли объяснение: пока Крамской думал над портретом, Александра II убили, а новый царь к Долгоруковой особых симпатий не питал. Поэтому лицо женщины пришлось переделывать, но главное — его выражение — осталось. Гордость, пустое место рядом с красавицей в коляске, маршрут, по которому та едет — прочь от Аничкова дворца, где жил Александр III… Сколько в этом истины, а сколько романтического домысла, судить почти невозможно: для нас Неизвестная всегда останется неизвестной.
![](https://milbaby.ru/wp-content/uploads/2021/09/deni-bajsarov-zarabatyvaet-4-tysyachi-v-chas.gif)
«Христос в пустыне», 1872 г.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Работа Энди Уорхола «Простреленная серо-зеленая Мэрилин» ушла с молотка за 195 миллионов долларов
Если считать только аукционные продажи, это самая дорогая картина на планете после «Спасителя мира» Леонардо да Винчи (подробнее)
Станислав Ростоцкий: «Зачем в фильме «…А зори здесь тихие» сцена в бане? Потому что каждый мужчина должен зарыдать, увидев, какая красота погибла!»
Исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера (подробнее)