Фестиваль Юрия Башмета продолжается
Фото: Евгения КОРОБКОВА
— Я не могу слушать в маске, я в маске плохо слышу, — сказала одна бабуля в зрительном зале, когда сотрудники ярославской филармонии строго попросили слушательницу надеть аксессуар.
Мне тоже в маске слушалось не очень, но я понял, что свои плюсы тоже есть. Например, когда слышишь от ведущего, что будет исполняться «Чесата-чесата», то можно открыть рот, удивившись, но этого никто не заметит.
Несмотря ни на что в Ярославле все-таки проходит международный фестиваль Башмета, причем, в двенадцатый раз (немножко странно, что не в тринадцатый). В зале филармонии строгие меры безопасности. «Извините, место занято», — гласят надписи золотом на каждом втором кресле, а в буфете вся еда укрыта целлофаном.
10 октября здесь состоялся концерт барочной музыки. Знаменитый контртенор Эммануэль Центич из Австрии не приехал (по слухам — то самое). Однако московский оркестр «Pratum integrum» и оперная певица Диляра Идрисова не подвели, хотя на бис и не вышли.
Коронавирусную грусть сильно скрасил лектор Борис Мукосей. Перед каждым концертом он проводил интересную лекцию. Кому послал Лист фортепианное «Проклятие», про то, что Юлий Цезарь пел высоким голосом и теорию аффектов в барочной музыке.
Нынче барочная музыка страшно популярна. Как рассказывал руководитель Pratum integrum Павел Сербин, к нему на мастер-классы по барочной музыке записываются даже баянисты и домристы.
А сам Павел с коллективом, исполняющим, кстати, на старинных инструментах, очень воодушевили. В старинной музыке отчетливо ощущались элементы рока и чего-то крайне современного и энергичного.
— Потому что Баха можно играть как угодно, — объяснила одна женщина-критик, хочешь — с мелизмами, хочешь, без них. Хочешь — быстро, хочешь медленно. Он везде Бах. А ты попробуй Моцарта сыграть медленнее, или Шопена без педали?
Я не музыкант и не знаю, каково играть Моцарта без педали. Но сплетни музыковедов в кулуарах послушал с интересом. Очень обсуждали отвратительное качество отечественных инструментов и то, что китайцы, как бы над ними не смеялись, научились делать хорошие и недорогие скрипки и даже трубы. «Играют китайцы наивно, а звук приятный. Почему у нас не могут восстановить производство, если даже у китайцев получилось?».
Еще одной популярной темой для общения стал концерт Михаила Плетнева, который прошел накануне. Плетнев заставил звучать даже не очень хороший инструмент. Но вот интервью никому не дал и пресс-подхода не было.
— Наверное, потому что в Ярославском буфете не было конфет «Сливы в шоколаде» , — ехидничали журналисты, вспоминая инцидент в Пермском театре, где Плетнев троллил журналистку и на вопрос, что ему понравилось в Перми больше всего, ответил, что конфеты .
(Кстати, я, конечно, не Плетнев, но буфет в ярославской филармонии — изумительный. И несмотря на отсутствие «Слив в шоколаде» и и блинчиков, там продают свежайшие пирожные по 35 рублей).
Свежайшее пирожное за 35 рублей.
Фото: Евгения КОРОБКОВА
Обсуждали возвращение альта исполнительнице Елене Лаврской. Три месяца назад у альтистки конфисковали на таможне инструмент, сославшись на то, что это культурная ценность. Спустя три месяца Елене удалось доказать, что альт — не культурная ценность, инструмент вернули в ужасающем состоянии.
Впрочем, что ни делается — все к лучшему. Сейчас с заграничными концертами у музыкантов не густо и таможня инструментам не грозит. Даже самые именитые коллективы теперь дают концерты не за рубежом, а в городах России, передвигаясь, как все люди, не спецбортом, а обычным автобусом.
— Я раньше из Франции привозил чемоданы сыра и хамона. Теперь из Перми вожу хамон. Вы будете смеяться, но он вкусный, — шутил в автобусе один музыкант, но почему-то никто не смеялся.