Опера «Отелло» стала органичным продолжением «Средиземноморского периода» режиссера. От Рима эпохи Возрождения, в декорациях которых он снимал картину о Микеланджело «Монстр», он перешел к садам венецианского Кипра, «выросшим» на сцене Музыкального театра Станиславского. Репетиции заняли всего месяц. Андрей Сергеевич считает, что режиссер в опере — фигура не главная, это место занимает дирижер.
Андрей Кончаловский на репетиции оперы «Отелло»
Оперу нужно слушать, а не смотреть. Я отвечаю лишь за то, что если кто-то откроет глаза и посмотрит на сцену, не придет в ужас от происходящего, — шутит Кончаловский.
Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер МАМТ Феликс Коробов.
Я очень рад, что в репертуар нашего театра возвращается «Отелло» Верди. Мне кажется, это будет очень правильным поклоном в адрес нашего легендарного тенора Вячеслава Николаевича Осипова. Для меня «Отелло» — это память об Осипове, — заявил Коробов.
Андрей Кончаловский на репетиции в МАМТ
В репертуаре московских театров опера «Отелло» появлялась нечасто: в конце 1970-х в Большом театре, в 1996 году — в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Именно Осипов, знаменитый солист театра, исполнял тогда заглавную партию. Сегодня в роли Отелло – Арсен Согомонян и Николай Ерохин, партию Дездемоны исполняют Хибла Герзмава, Елена Гусева и Наталья Петрожицкая, Яго – Антон Зараев и Алексей Шишляев.
Для меня большая честь работать с Андреем Сергеевичем Кончаловским. Как человек, учившийся в консерватории, он понимает все нюансы нашей работы и относится к нам — исполнителям — очень бережно. Он думает о том, чтобы нам было комфортно петь, играя ту или иную сцену, — сказала Наталья Петрожицкая.
Обладательница лирического сопрано Наталья Петрожицкая исполняет партию Дездемоны
Приглашенный солист оперы Арсен Согомонян производит сильное впечатление. В богатом золотом костюме, с тяжелым взглядом и черной бородой.
Арсен Согомонян в роли Отелло
В жизни я всегда гладко выбрит. Но чтобы войти в роль, мне нужно было измениться внешне по-настоящему. Тут грима недостаточно. Отелло — не безумец, он командующий войсками, стратег, сильнейшая авторитетная личность. Он должен быть достоверным. Поэтому я сам должен верить в то, что я — это он. Тогда поверят и зрители, что перед ними Отелло.
За кулисами постановки «Отелло» в MAMTЗа кулисами оперы «Отелло»Сцена из оперы «Отелло». Сценографом спектакля выступил британский художник Мэтт Дили. Помимо работы в драматических и оперных театрах, он отвечал за визуализацию таких мероприятий, как церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в ЛондонеСцена из оперы «Отелло»Хибла Герзмава исполняет заглавную партию в первом составе. Дездемона для нее — не новая роль. Она исполняла эту партию в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, в Дрездене, Париже.
Дездемона мне близка по голосу, темпераменту, внутренней линии, по характеру. Она сильная, бесконечно влюблена в Отелло, страстная и нежная одновременно. Я благодарна судьбе, что на сцене родного театра «Отелло» будет в юбилейном сезоне, что я буду работать с таким мэтром режиссуры, как Андрей Кончаловский. Мне очень хочется, чтобы наш спектакль имел долгую и счастливую сценическую жизнь, — сказала Хибла Герзмава.