Считанные дни остались до Нового года, а, как известно, — это праздник с традициями. Например, его невозможно представить себе без любимых новогодних комедий. Мюзикл «Чародеи», в котором народный артист России Михаил Светин сыграл одну из своих самых значимых ролей, яркий тому пример. Лента прошла проверку временем, сегодня зрители по-прежнему смотрят ее с улыбкой. Замечательный актерский состав, красивая музыка и невероятная атмосфера сделали свое дело. В числе тех, кому принадлежит львиная доля успеха, безусловно, находится Светин.
11 декабря знаменитому актеру исполнилось бы 88 лет, в 2015 году его не стало… Михаил Светин снялся в более чем 120 фильмах, включая комедии Гайдая и Данелии, картины Козакова, Фрида, Тодоровского, но его часто вспоминают именно как смешного и неуклюжего Фому Брыля из «Чародеев» — доброй сказке о том, что настоящая любовь способна творить чудеса.
Я СЛУЖУ ВОЛШЕБНИКОМ
«Главное, чтобы костюмчик сидел
Непринужденно, легко и вальяжно.
Все остальное, поверьте, не важно,
Нет, и не будет серьезнее дел».
Слова из песни «про костюмчик», которую Михаил Светин исполнил вместе с Эммануилом Виторганом, сыгравшим в «Чародеях» роль Коврова, стали крылатыми фразами и прочно вошли в народ. А его герой, всей душой радеющий за любовь и счастье главных персонажей картины, сделал Светина всеобщим любимцем.
Режиссер «Чародеев» Константин Бромберг рассказывал, что на роль Брыля пробовались и другие артисты, но выигрышнее всех в паре с Виторганом смотрелся именно Светин. Перед пробами они повторяли текст и это было невероятно смешно. «Мы увидели, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд. Это было настолько ярко! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института «НУИНУ».
Актер вспоминал, что ему по роли нужно было (в буквальном смысле!) ездить на спине Виторгана, и он не преминул этим воспользоваться: просил побольше репетиций и дублей. За что Виторган прозвал его «захребетником». По сюжету сотрудник института Фома Брыль вместе со своим коллегой неимоверными усилиями стараются помочь Ивану вернуть его любимую девушку — красавицу Алену. И им это удается!
Официальной студией производства фильма считалась Одесская киностудия. Но на самом деле в Одессе снимали мало, хотя знаменитый эпизод в купе с Михаилом Светиным появился именно там.
Одним из ярких впечатлений от съемок в «Чародеях» стал для актера случай во время работы над эпизодом в вагоне поезда. «Меня подвешивали на ремнях, пропускали их между ног… Они жутко резали тело. Ноги, руки болели, ведь подвешивали меня на приличной высоте. И вот однажды группа ушла покурить, а про меня все забыли. Я висел и орал, перепугался насмерть», — делился воспоминаниями он.
ХОЧУ БЫТЬ ЧАПЛИНЫМ!
О том, чтобы выбрать профессию актера он думал давно — ровно с того момента, как увидел фильм «Огни большого города» с Чарли Чаплиным. «Я решил, что Чаплин – это не фамилия, а профессия. Такое впечатление произвело на меня это кино»
«Я с трех лет постоянно выступал, собирая вокруг себя аудиторию, смешил людей, так, что все буквально умирали от смеха. Танцевал фокстрот, лезгинку», — вспоминал в одном из интервью Светин.
У отца будущей звезды советского кино был абсолютный слух, он играл практически на всех инструментах, не зная ни одной ноты. По воспоминаниям родных и близких Соломон Гольцман (настоящая фамилия Михаила Светина – Гольцман) заводил всю компанию, был абсолютный человек-оркестр. «В этом смысле мы с ним очень похожи», — рассказывал Светин.
Мама учила сына быть коммерсантом, в детстве он продавал папиросы. Во время войны семью эвакуировали в Ташкент. Актер вспоминал: «Там мы с мамой торговали на рынке. Чулки, спички, папиросы, платки — все шло в ход. В десять лет приносил домой деньги. Я с утра до вечера торчал на рынке и торговал папиросами, которые сам же и крутил, хлопковыми платками, которые ткали наши соседи. Брал цинковый чайник размером в половину меня самого, шел на колонку, наливал ледяную воду и тащился на рынок, где изнывали от зноя торговцы. «Муш дай су!» («Есть холодная вода!») — кричал я по-узбекски и за полчаса распродавал весь запас».
Миша рос талантливым ребенком. В детстве виртуозно играл в шашки и шахматы, за что получил славу вундеркинда. Любил читать стихи. В детском саду заработал себе славу малолетнего диссидента — на празднике, посвященном очередной годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина, он выдал очень громко и четко: «Ленин умер, и дело его умерло!» Был скандал, все ждали, что за этим последует, но, что называется, пронесло.
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
Окончив музыкальное училище, Михаил Светин поехал поступать в Москву. Но столичные театральные вузы отвергли молодое дарование, не оценив его необычную фактуру. Ему указали на маленький рост, непрезентабельную внешность и некрасивые зубы.
Но надо знать характер Михаила! После неудачи с поступлением он отправился не к кому-нибудь, а к самому Аркадию Райкину. Выяснил, что тот живет в гостинице «Москва» и караулил его неделю. Райкин прослушал Светина, а после взял к себе в ученики. С тем, чтобы тот сидел на репетициях и наблюдал за игрой актеров. «Я был самонадеянным. Стал позволять себе делать замечания не только артистам, но и самому Райкину. И он меня выгнал. Правильно сделал», — вспоминал потом актер.
На актерской бирже Светина отправили в… Камышин. Об этом городе он не знал ровно ничего. Оказалось, что от Москвы это довольно далеко. В местном театре актер получил сразу несколько главных ролей и воспрял духом. После театра в Камышине он с большим успехом играл в Кемерове, Петропавловске, Иркутске, Петрозаводске и Пензе.
«ОНА БУДЕТ МОЕЙ ЖЕНОЙ!»
Именно так заявил тридцатилетний Михаил, увидев впервые юную Брониславу на сцене Камышинского театра. Актер прекрасно понимал, что никаких особых благ он пока предложить своей будущей жене не может. Но все-таки смог убедить девушку в том, что с ним не пропадешь!
В 1965 году у супругов родилась дочка Света. После появления малышки Михаил взял сценический псевдоним в ее честь, и превратился из Гольцмана в Светина. По-прежнему не было ни постоянного жилья, ни стабильной работы. Выполнять то, что обещал жене, получалось с трудом. Актер ходил по киностудиям и почти везде получал отказ.
ЖИЗНЬ В КИНО
Михаил Светин по-настоящему прославился, когда ему было уже за сорок. В фильме Леонида Гайдая «Не может быть» ему досталась роль Виталия Борисовича, вредного соседа главного героя по фамилии Горбушкин. Когда Горбушкина зачем-то вызывают в прокуратуру, то это вызывает небывалый переполох. Героя Светина заставляют жениться на супруге Горбушкина, и обещают ему, что в случае чего можно развестись. «Ну, если развестись, то я, пожалуй, женюсь», — отвечает Виталий Борисович.
С тех самых пор маленький смешной человек стал его актерским амплуа. В культовой комедии «Афоня» он сыграл яркую роль шофера Воронкова. В «12 стульях» образ инженера Брунса, созданный Михаилом Светиным, очень полюбился зрителям. В «Человеке с бульвара Капуцинов» актер сыграл аптекаря с Дикого Запада, рекомендовавшего старушкам перед стрельбой употреблять специальные капли.
Со временем Михаил Светин достиг всего, что обещал жене: достиг признания и славы, стал настоящим народным любимцем, получил звание народного артиста России. Пусть ему всего этого и пришлось ждать 40 лет.