27-летняя Манижа Сангин, выступающая под сценическим именем Manizha, рассказывает о том, почему не разрешает фотошопить свои снимки, где черпает силы и вдохновение, как справляется с комплексами и помогает это делать другим, а также приоткрывает завесу тайны над готовящимся дуэтом с Аней Чиповской.
Манижа, расскажи, как вы с Аней познакомились?
На самом деле история уникальная. Мы много лет дружим с Аней, и наша дружба началась с момента, когда я увидела ее на сцене. Но не играющей спектакль, а поющей. Я приехала на день рождения нашего общего друга, а она стояла на сцене и пела. Было забавно, потому что я приехала с мыслью, что на этом празднике выступлю сама, но в итоге не захотела выходить на сцену после Ани. Помню, как страшно разозлилась: сначала на своего друга, который мне ничего не рассказал, а потом — на Аню. За то, что она никому не показывает свой невероятный голос.
Вы быстро сошлись?
Очень. Все наши встречи были подобны какому-то кинофильму: вторник, ночь, караоке (Смеется). Мы пели, пели, пели. И каждый раз я спрашивала: «Аня, когда уже запишем дуэт?» Даже летом на праздновании Аниного дня рождения я сразу сказала прямо со сцены: «Ты поступаешь нечестно с собой и с людьми!». Моя философия такова: если в тебе что-то есть, это нужно отдать. Потому что когда долго в себе что-то держишь, оно начинает тебя уничтожать. И вот, мне удалось ее уговорить.
То есть то, что Аня наконец запела — твоя заслуга?
Абсолютно. Могу десять раз повторить это слово, потому что действительно я ее уговорила. Она не соглашалась очень долго. Точнее, она никогда не говорила нет. Наоборот, это всегда было да-да-да, после чего она тщательно сливалась (Смеется). Каждый раз.
Как она это объясняла?
Я очень уважаю Аню за это: она страшный перфекционист. Относится к делу серьезно — не так, что, мол, «сейчас посветимся и разойдемся». Я ее знаю как актрису, как человека, как музыканта. Она безумно талантливый музыкант. Но она понимает, что если будет показывать людям музыку, то должна вложить в нее очень много сил. Никогда не покажет то, что неидеально.
Аня Чиповская и Манижа в съемке HELLO! (Манижа: пальто, Etro; колье, Pomellato; топ, Modar Design & Светлана Серякова. Аня: свитер, Alberta Ferretti; пальто, Sportmax; серьги, Chaumet)
В итоге вы готовите совместную композицию, которую представите онлайн в декабре. При этом все окутано какой-то невероятной дымкой секретности: вы даже название трека не разглашаете — почему?
Потому что мы все еще в процессе создания. Делаем, делаем, делаем уже на протяжении двух месяцев. На 10 декабря запланирована съемка, а спустя три дня мы планируем композицию выпускать. Это будет live-видео, где Аня споет вживую. Это была моя принципиальная позиция. У меня очень лояльная аудитория, но я знаю, что когда приглашаешь на сцену актрису, сразу начинается… Так что я очень хотела, чтобы люди услышали Анин потрясающий тембр вживую. Честно говоря, я сама не понимаю, как воспримут дуэт люди, но особенно об этом не думаю. Я воспринимаю все это как… миссию что ли. Я счастлива, что Аня согласилась, и я могу помочь ей со своими музыкантами сделать это суперкруто.
Уже завтра, 5 декабря, у тебя большой сольник в Москве: неужели Аня в преддверии премьеры на нем не выступит?
Это секрет (Улыбается).
То есть есть шанс.
Есть. Кто точно выступит вместе со мной, так это Шура из Би2, причем это абсолютно его инициатива, что меня очень вдохновило. Вообще, приятно, когда большие артисты поддерживают молодых. Например, меня очень любит и поддерживает Раневская нашего времени — Лолита. Никогда не перестану ее благодарить за ее отношение ко мне.
Ты не впервые вступаешь в коллаборации с другими артистами: записала трек с Равшаной Курковой, принимала участие в трибьюте Юрию Чернавскому с Антоном Севидовым из Tesla Boy, на твоих концертах тебя регулярно поддерживает композитор Кирилл Рихтер. Это попытка расширить границы собственного творчества, дружеский акт, фан?
Это диалог. Музыканту необходим диалог — с публикой, с другими музыкантами. Те, с кем я делаю коллаборации, — близкие мне люди. Коллаборация не может произойти, если между вами нет химии. Того же Антона Севидова я безумно уважаю и считаю одним из самых… Тот случай, когда слово «талантливый» не описывает глубину личности. Это очень добрый, человечный персонаж и один из немногих мужчин-музыкантов, уважающих мою работу как женщины в музыке. Не певицы, а музыканта, который создает.
Ты правда сталкиваешься с сексизмом в работе?
Постоянно. До сих пор есть это отношение: если женщина — саундпродюсер, то это не она сделала. Ей помогли. Выходят мои песни, и меня неизменно спрашивают: «Кто тебе сделал трек?» Я сама его сделала — дома, на компьютере, а мне не верят. Антон же как раз то человек, кто меня очень поддерживает в том, что я хочу делать — и делаю — сама.
Давай расскажем читателям, что именно Манижа делает сама?
Все! Пишу мелодии и тексты, придумываю аранжировки и сценарии для клипов, снимаю и монтирую их. Я несу полную ответственность за все, что выпускается под брендом Manizha.
Тебе так спокойнее и удобнее или это вынужденная мера?
Раньше была вынужденной — из-за неимения связей, средств, возможностей. Когда я приходила к лучшим музыкантам Москвы — а я, естественно, ходила к лучшим, потому что считала и считаю себя самой лучшей (смеется), — то они обычно отказывались. Времени нет и так далее. Я понимаю ребят: всем нужен хлеб и все держатся за свои проекты как могут. Да и лучших музыкантов не так много, их разбирают сразу. Так что мне приходилось делать все самой. Я, кстати, очень страдала от этого, потому что чувствовала, и по сей день периодически себя чувствую новичком в каких-то вопросах. Куча страхов долгое время не позволяли мне сдвинуться с места, но в итоге все они превратились в часть моей философии. Сейчас я наоборот не стесняюсь — показываю свои ошибки и даю слушателю возможность узнать историю обо мне от начала до сегодняшнего дня. Он может увидеть, как я расту.
В 15 лет Манижа стала частью продюсерского проекта «Ру.Кола» и, помимо славы и денег, познала и обратную сторону шоу-бизнеса. Теперь «работать на дядю» не хочет. (Манижа: рубашка, топ, брюки, все — Modar Design & Светлана Серякова; браслет, Chaumet; ботинки, Jil Sander. Аня: рубашка, топ, брюки, все — Moschino; ботинки, Moreschi; часы, TAG Heuer; серьги, Chaumet)
Ты все время говоришь о некой философии — в чем она все-таки заключается?
У любого бренда есть свои гайдлайны: что можно и что нельзя делать. Превратиться в поп-продукт можно за одну секунду. Уйти слишком в андеграунд — за одну секунду. А держаться, как я, между — это перманентный адский стресс. И чтобы этот стресс как-то регулировать, необходимы правила.
Знаю, что из-за этих правил у тебя пока не очень складываются отношения с глянцем.
Да, им сложно принять два основных момента. Первый — что я согласна сниматься, только если в съемке используются вещи, которые шьет для меня моя мама. При этом я не пиарю бренд своей мамы — у нее даже магазина нет, это просто философия моего тела. Мне нравится то, как я выгляжу в этой одежде. Но вообще, правило изначально возникло даже не из-за этого. Просто я приходила на фотосессии, а люди не то что не знали, кто я, — они не понимали, что со мной делать. Они поленились заранее посмотреть мои фото, узнать, что мне идет и не идет, мои объемы. Такое стоковое отношение со стороны журналов просто стирает мою идентичность, над которой я работаю 24/7. Какой смысл выходить на огромную аудиторию глянца, если он стирает мою личность? Так что в один момент, пролив много слез, я поняла: есть я, есть то, что со мной сочетается. А что не сочетается, к сожалению, уходит — и я это уважаю.
Второе правило, как я понимаю, связано с ретушью.
Да, я не разрешаю фотошопить свои фотографии. И с этим тоже огромная беда: не соглашаются ни журналы, ни фотографы.
Почему не разрешаешь?
Потому что не все, но многие деформируют лицо, меняют форму носа, пропорции тела. Я хочу сохранить свою реальную фактуру кожи — даже если она не идеальна. Надеюсь, со временем, ситуация изменится. Я уверена: чтобы доказать свою позицию, нужно просто делать. И я делаю. — Для чего? Чтобы глядя на меня, на мое творчество, на мою жизнь, другие понимали: человек не врал. Что он последовательно придерживался своих принципов, а не делал это, потому что тренд. Или потому что у него вообще с кукушкой проблемы.
Аня Чиповская: «Впервые услышав Манижу, я подумала, что это какая-то западная исполнительница. Очень удивилась, узнав, что певица московская»
У тебя уже не раз за наш разговор промелькнула фраза о том, что ты новичок. Что, положа руку на сердце, правдой-то не является. Просто не все знают, что десять лет назад ты была частью большого успешного поп-проекта Ру.Кола, и у тебя было все: и чарты, и клипы с Семеном Слепаковым, и ротации, и премии, и слава. Давай проведем для тех, кто не в теме, краткий ликбез — как ты во всю эту странную, совершенно противоречащую всему, о чем ты говоришь, историю попала?
Я всегда пела. Писала песни с 9 лет — на английском языке. Очень активно занималась английским языком — и в Москве, и в родном Душанбе. Моя бабушка, сколько себя помню, вкладывала в меня знания — вот почему, кстати, я могу сама монтировать: помимо английского она отправляла меня на курсы всего чего только было можно — от фотошопа до Adobe Premiere. Мне, ребенку, конечно, все это было не нужно, но она настаивала, что однажды все это мне понадобится. В итоге это сейчас приносит мне хлеб, как она и говорила.
Но вернемся к Ру.Коле.
Когда я попала в проект, мне было 15 лет. Никто не знал, что со мной делать. Мама всегда была рядом, поддерживала, но тогда не было особо инструментов и площадок, на которых ты мог себя показать. Не было шоу «Голос». Оставался единственный путь — идти в продюсерскую компанию. Узнать там, что имя Манижа «слишком мусульманское, и с таким ни один топ-чарт тебя не возьмет». На «Русское радио» тебя не возьмут — потому что с таким именем «нужно петь песни восточные». Так я стала Ру.Колой. И я не могу сказать, что я как-то серьезно от этого пострадала. Все равно было классно: я выходила на сцену, меня все любили, получала награды, зарабатывала отличные деньги. Я чувствовала себя успешной, но не понимала, где хочу оказаться через 5 лет, не видела пути.
Ты в 15 лет о таком уже задумывалась?
Да. Меня угнетало то, что я писала свои песни, но каждый раз, принося их продюсерам, слышала: еще не время. И я их понимаю: на тот момент я писала то, что не соответствовало моему внешнему виду, возрасту. Так бывает! Я тонко чувствую с детства и пишу о тяжелых чувствах. А зрителю нужна милая девочка, поющая нежным голосом. У меня никогда не было нежного голоса — он с детства был таким низким, что я исполняла Тони Брэкстон на прослушиваниях. В общем, в проекте я проработала три года. Еще два мы расходились. В итоге меня отпустили спокойно, с миром. Более того, так случилось, что мы встретились спустя 10 лет — и возобновили наше партнерство (Смеется). Майя Серикова помогла мне организовать мой первый сольник в Ледовом Дворце. Как-то раз она позвонила мне и спросила: «Хочешь выйти из онлайна в оффлайн? Хочешь концерт в Ледовом?» Я ответила: «Ты что, сумасшедшая?» На что она сказала: «А я верю, что это получится».
И ведь получилось: в мае 2017-го артистка «из Инстаграма» собрала полный Ледовый…
Да. Теперь мы снова партнеры! Майя вместе со своим супругом Александром Никитиным создала агентство MS Production, и после успеха в Ледовом все мои концерты на эксклюзиве у них.
Уходя из Ру.Колы, ты видела дальнейший путь, или просто хотела, чтобы все это закончилось?
Тогда я хотела только одного: чтобы это прекратилось. Я была уверена, что у меня все получится, однако, столкнувшись со свободой, одновременно я столкнулась и с тяжелой депрессией. Потому что вдруг поняла, что вся эта продюсерская команда не зря рядом была: они пытались придумывать путь дальше. А теперь я должна была думать обо всем сама. Тогда я собралась и решила сделать концерт своих авторских песен, пригласила на него всех друзей, маму. Он был ужасным. В тот вечер мама не дождалась окончания и уехала. А когда я вернулась домой, она впервые в жизни сказала мне: «Маниж, может, тебе перестать заниматься музыкой? Пойти куда-то работать…». И если уж мама такое говорит… Я долго выходила из этого состояния, с 18 до 24 лет жила с мыслью, что у меня ничего не получится, и только относительно недавно обрела покой.
Именно в тот период, период депрессии, ты отправилась в Англию?
Да. Я встретила человека, который в меня поверил. До этого я работала с хип-хоп исполнителем АССАИ, он привез меня в Санкт-Петербург, мы сделали совместный отдельный проект, который не удался, потому что я не умею работать в группе (смеется). Но благодаря этой истории я познакомилась с человеком, который предложил мне участие в международном певческом шоу — что-то в духе «Цирка дю Солей» с вокалистами. Был фантастический сценарий, но, к сожалению, проект не случился. Однако благодаря ему я познакомилась с массой людей в Англии и стала с ними взаимодействовать. Так в моей жизни появился Майк Спенсер — первый человек, показавший мне, что такое музыка и создание музыки на самом деле. Просто сажал меня рядом и показывал, как он записывает, возил по студиям, рассказывал, как все устроено, — а третью песню разрешил мне спродюсировать самой. Это вселило уверенность: если уж он в меня верит, все поверят. Но, увы, в Англии не получилось. Не получилось шоу, я не согласилась подписывать контракт с большим лейблом, не получилось устроиться на работу, а у семьи не было возможности меня финансово поддерживать. Возвращаться в Россию было последним, что я хотела сделать, но я вернулась. Почти год я не знала, как дальше жить. Пока однажды не выложила видео в Instagram.
У Ани и Манижи открытые Instagram-аккаунты, в которых они делятся моментами своей жизни. Но самое важное неизменно оказывается за кадром — обе артистки предпочитают оставлять личное личным. (Аня: свитер, Etro; серьги, Chaumet; часы, TAG Heuer. Манижа: свитер, Etro; моносерьга, Chaumet; кольцо, Pomellato)
Как это произошло?
Спонтанно. Поздно ночью встретились я и моя бессонница. Я листала ленту и вдруг подумала: почему люди не выкладывают видеоколлажи?
И люди начали подписываться десятками, а потом сотнями и тысячами.
Не могу сказать, что у меня столько же подписчиков, как у Ивлеевой или Бузовой, и темпы роста в миллионы раз меньше, но я знаю, что мои 300 тысяч — это самые сливки. Люди, которые реально думают и слушают, покупают мои альбомы и билеты на мои концерты — у нас очень приличные сборы: за полгода было три солд-аута. Эти люди такие красивые, такие настоящие. Поэтому каждый раз, когда ко мне приходит бренд и предлагает какую-нибудь неоднозначную рекламу, я хватаюсь за сердце и серьезно думаю: как я могу предать этих людей?
Ты сталкивалась с каким-то негативом после выхода клипа на песню «Изумруд», который сняла — очевидно — в рамках рекламного контракта с Borjomi?
Нет. Слава богу, моя аудитория понимает, что мне нужны деньги, чтобы создавать контент. А мой контент дорогой. Так что если я не хочу идти на лейбл, партнерские истории становятся важным источником финансов. Я честно об этом говорю. Я никуда не уйду от рекламы: у меня нет стабильного заработка и все полученные средства я сразу же вкладываю в развитие проекта. Моя мама является продюсером и инвестором по сей день, как бы мне ни было горько признавать, что маме по-прежнему приходится в меня вкладывать. Но, конечно же, от многого я отказываюсь и жестко фильтрую предложения.
Какие совсем не интересны?
Нет однозначного ответа. Я раньше считала, что реклама холодильника. Когда мне предложили продвигать холодильник, я подумала, что это какая-то большая шутка и я никогда в жизни на такое не соглашусь. В итоге меня пригласили на переговоры — и я впервые встретила людей, которые так вдохновлены… холодильником! Посидела, постучала по нему — и родилась мелодия. В итоге я записала джингл, срежиссировала рекламный ролик и поняла, что Manizha — это уже не просто музыкант и instagram-блогер, а агентство полного цикла (Смеется). И самое крутое, что я сделала это в своем стиле, а не в стиле бренда, я создавала ролик для своей аудитории и получила более полумиллиона просмотров. Рекламы. Холодильника. В instagram.
А тебя не смущает такое расширение твоего функционала? Обычно творческие люди опасаются распыляться.
Конечно, сложно быть 360, когда творчество требует уединения. А как сложно совмещать со всем этим свою бытовую жизнь, видеться с друзьями… И да, я согласна: я очевидно медленнее тех, кто работает в большой команде, но… Я такой человек. Не могу отказаться от того, что хочу сделать. Поэтому постоянно рисую стратегии хотя бы на полгода и стремлюсь пусть три пункта из десяти, но выполнить.
Какая стратегия на ближайщее полугодие?
По плану следующий год должен быть более социальным. Я поняла, что все, что я говорю, чертовски много значит для некоторых людей, и это может быть для них поддержкой. Я наконец нашла свое место: я теперь арт-филантроп. Уже ближайшие мои проекты будут социального характера, при этом я, конечно, не буду ходить с плакатами на митинги — в этом нет никакой политики. Там будет все, что меня волнует — в первую очередь, по отношению к женщинам России. Но это не про сухой феминизм, не про волосатые подмышки — я о том, чтобы найти эту самую женщину России, сформировать ее образ.
Откуда такая цель?
Мы все сейчас в открытом поле, вокруг куча американских медиа. И мы почему-то думаем, что то, как формируют женщин западные СМИ, работает с российскими. А это не так. Все эти You can do it! Love yourself! в России не работают. Я хочу найти то, что сработает.
Аня: лонгслив, Paul Smith; джинсы, IRO (ТД «Весна»); ботинки, Max Mara; серьги, Chaumet; часы, TAG Heuer. Манижа: лонгслив, Paul Smith; джинсы, Etro; лоферы, Fratelli Rossetti; часы, TAG Heuer)
Для тебя это часть персональной терапии?
Ну, конечно, я испытываю массу переживаний относительно своей внешности. Много лет я стремилась скрыть свои недостатки — да и по сей день что-то скрываю. И все же я стала увереннее.
Кстати, помогает ли с уверенностью психологическое образование? Ты, кажется, психолог в третьем поколении.
Совершенно не помогает. Помогает сама жизнь. Просто кто-то когда-то в детстве один раз назвал тебя красивой. А потом не назвал — и все. Всем нам нужна оценка, мы так привыкли жить. На сцене, кстати, это еще сильнее чувствуется: там сложно быть такой, какая ты есть. Если показываешь, какая ты, люди говорят, что ты страшная, что в тебе что-то не так. Но я уже могу прожить с этим, совершенно не реагируя на высказывания вроде «жируха», «когда похудеешь» и так далее. Вчера мне написали комментарий под свежей фотографией: «Слушай, почаще выкладывай такие нормальные фотки, а не вот эти вот «такая, какая есть» (Смеется). Но я думаю здесь скорее не о себе — о себе я уже подумала и смирилась, я знаю, как работать со своей болью и своей радостью. Сейчас я думаю о том, как чувствуют себя девочки-подростки, хочу помочь прежде всего им.
Это продолжение той истории со флэшмобом «что ты в себе любишь», который ты запустила полтора года назад, попросив подписчиков написать тебе в личку и приложить портрет без макияжа? Много ли людей откликнулось?
Больше двух тысяч. Только вдумайся: более двух тысяч женщин доверили мне историю принятия себя. При этом все истории абсолютно разные. И я тут не стремлюсь выступить с позиции правды — истина у каждого своя, просто хочу показать девочкам, как бывает и как может быть. Чтобы они видели за пеленой Instagram реальную личность. Чтобы знали: это нормально выглядеть «не очень». Как нормально и классно накраситься, прийти на каблуках и быть суперсекси. Главное — не привыкать к тому, что нужно быть идеальной. Ты не можешь быть второй Ким Кардашьян. То есть ты можешь быть только второй Ким Кардашьян.
Ты отвечаешь всем этим девочкам?
Конечно же, отвечаю, переписываюсь — помимо творчества, важно давать аудитории еще какой-то feedback.
Что планируешь делать со всем этим материалом в дальнейшем? Арт-проект?
Да, это произойдет уже совсем скоро. Я снимаю документальный фильм — фиксирую на видео истории этих женщин. Выпускать его как полноценную документалку не буду — это не веб-сериал, не блог, скорее манифест, который я в начале следующего года опубликую на YouTube. Новый год — новая жизнь по отношению к своему телу.
Каким для тебя был этот год?
Мне кажется, в него уместилось пять лет. Это был год борьбы со своими демонами, принятия себя. Только я начала с тела, а нужно было с души. Надеюсь, следующий год будет легче. И что все мои переживания и выводы наконец будут делать меня счастливее.
Как правило, наедине с самой собой побороть демонов невозможно: просто гоняешь одни и те же мысли по кругу. Нужен взгляд, совет извне. При всей своей легкости в общении ты очевидно закрытый человек — доверяешь кому-то свои переживания?
Я считаю, что нужно ходить со своими проблемами к психотерапевту. Я за открытый диалог, и терапия мне во многом помогла и помогает. У меня мама психолог, мы с ней много разговариваем, она меня поддерживает, но мама — это все-таки другое. Я за то, чтобы обращаться к профессионалам и не нагружать этим людей из ближнего круга.
Как попасть в твой ближний круг?
Сейчас гораздо сложнее. Он узкий, проверенный временем. Не то чтобы я никому не доверяла… Вообще, пик кризиса доверия к миру у меня был, когда я писала песню «Изумруд». Сейчас понимаю: человек может тебя предать, но это твой выбор — доверять ему или нет. Если ты с этим с самого начала смирился, то не задавай вопросов. Но самое сложное в этом во всем — то, что недоверие превращает тебя в черствого человека, а черствость не дает тебе возможности творить. Я прошла путь от самой-самой черствости к балансу, который пытаюсь найти: кем бы я ни был, я готов все принять, я даже позволю себя использовать — это строчка из моей песни «Любил как мог». Я люблю как могу. Поэтому не все могут оказаться рядом со мной, и я не со всеми могу.
«Я наконец нашла свое место: теперь я арт-филантроп. И в первую очередь меня волнует положение женщины в России. Я хочу найти ее, сформировать ее образ»
Многие музыканты признаются, что им гораздо лучше пишется во время упадка, депрессии.
Я хочу это победить. Я устала от этого. Мне не так много лет, а я уже так устала, потому что не понимаю: а когда будет время на счастье? Мы становимся зависимыми не только от оценки, но и от собственного депрессивного состояния: оно дает нам продукт, который оценят. И вот он, замкнутый круг. Безумно хочется научиться создавать в счастье, но я ни разу этого не делала. По моим текстам это видно: у меня не веселые песни. Пишу, когда мне плохо. Это ужасно истощает. Но я верю, что можно выйти из замкнутого круга с помощью людей. Почему я занялась социальными проектами? Потому что я вижу, что это не бессмысленно. Вот эти все страдания, муки — они не бессмысленны. Они кому-то помогли.
Ты много рассказываешь о своей бабушке, маме, рассуждаешь о роли женщины и феминизме — где во всей это системе фигура мужчины, отца? Насколько я знаю, изначально он не поддерживал твое стремление быть певицей и вы долго не общались, но сейчас все наладилось.
Да, у меня прекрасные отношения с папой. Понимаешь, это, наверное, проблема каждой девочки, которая сталкивается с папой, не соответствующим ее надуманным ожиданиям. Потому что есть папа, а есть муж мамы, и порой образ мужа твоей мамы мешает воспринимать папу как отца. Не могу сказать, что папа как-то плохо ко мне относился — он меня всегда любил.
Но принять твой выбор стать певицей смог не сразу?
Пока не почувствовал, не понял. Это раньше я думала: вот, он против, а сейчас понимаю: есть ведь ментальность. Вот ты растишь любимого ребенка, дочь, она хочет петь — а тебе тупо страшно. За ее состояние, будущее, тело, отношения с мужчинами, потому что на Востоке не принято, чтобы женщина была на сцене. Точнее если женщина на сцене, значит, она гулящая. Папа никогда не считал меня проституткой, он меня уважал и уважает, но очень за меня переживал. И как только я это приняла, все наладилось.
А как получилось, что мама шьет тебе костюмы?
Моя мама с 15 лет дизайнер. У нее есть своя марка MODAR DESIGNS (modar — «мать» в переводе с фарси), но сейчас она полностью занимается мной. Моя мечта — однажды все-таки превратить все это в работающий бренд, потому что мама круто чувствует тренды, у нее масса идей. Прикосновение к телу, одежда — это доверие, не каждый дизайнер может тебя прочувствовать, а это, как мне кажется, очень важно. Одежда — гораздо больше, чем просто одежда. Она должна подчеркивать тебя, и для этого тебе нужен личный контакт с тем, кто для тебя шьет.
Вы коллегиально придумываете модели или маме виднее?
Все придумывает мама: она знает меня лучше всех. Я счастлива, что могу это делегировать. Кстати, большинство костюмов она шьет собственноручно. Так что Manizha — это семейное предприятие (Смеется).
У тебя есть четкая цель, к которой ты идешь?
Конечно. Через 5 лет хочу быть человеком с серьезной социальной позицией, которая будет помогать мне говорить о проблемах общества и решать их.
Не так давно ты выступала спикером на темы женского здоровья на Форуме Let’s Talk, организованном в Турции Натальей Водяновой. Водянова — отличный пример того, что если человек начинает погружаться в социальную тематику настолько глубоко, насколько хочет, у него остается мало времени на творчество.
Все мне задают этот вопрос: боятся, что я перестану заниматься творчеством (Смеется).
Ну, это очевидно: я спросила про цель — ты назвала цель общечеловеческую, а не творческую и даже не личную.
Объясню свою позицию. Артистом я останусь всегда. Но когда ты размышляешь о себе, как об артисте, ты должен найти свой approach. Для меня сейчас это социальная тема. Это не значит, что я буду фонды открывать и ездить по конференциям — я в своем искусстве отражаю волнующие меня темы. Продолжаю делать музыку, видео, но хочу быть ближе к людям. Хотя я всегда была близко к людям: мой успех в Instagram во многом обусловлен этой близостью — я с публикой всегда разговаривала, спрашивала, нравится им или не нравится, отвечала на комментарии. Это сейчас все отвечают на комментарии, а пять лет назад я не знала ни одного артиста, кто бы отвечал на комментарии. Просто я изначально чувствовала, что социальные сети для артиста — это прямая связь со зрителем.
По сети гуляет байка о том, как тебя попросили петь потише на разогреве у Ланы Дель Рей.
(Смеется). Это правда. Знаешь же, разогрев — неблагодарное дело: тебе не дают времени на саундчек, ни на что. Полный «Ледовый», я такая маленькая, выхожу на сцену, начинаю петь и пою так, что к моему звукорежиссеру подбегает менеджер Ланы и требует: «Сделайте девочку в 10 раз тише». Зукорежиссер делает вид, что не понимает по-английски, тянет время, а меня в этот момент бьет по плечу какой-то американец и говорит: «Все. Хватит». Потому что не может разогрев звучать лучше основного артиста (Смеется). Хотя потом Лана сама захотела со мной поговорить, она оказалась суперадекватной, и я так до конца и не поняла, что тогда произошло.
Под псевдонимом Manizha скрывается (на самом деле нет) 27-летняя певица Манижа Сангин. Она родилась в Душанбе, а в 1994 году переехала с семьей в Москву. (Аня: водолазка, Jil Sander; жакет, Max Mara; серьги, Chaumet. Манижа: водолазка, Jil Sander; жакет, Modar Design & Светлана Серякова; моносерьга, Chaumet)
Спустя несколько лет ты сама собрала этот Ледовый, взяла реванш, так сказать.
Надо было Лану на разогрев позвать (Хохочет).
Где планируешь встречать Новый год?
На сцене. Но после обязательно куда-то поеду на пару недель — мне очень нужно отдохнуть. Я наконец-то уважаю отдых — поняла, что это необходимость. Этому меня, кстати, научила Аня Чиповская. Она объяснила, почему у меня не получается работать после отдыха.
И почему же?
Потому что у меня нестабильный отдых. Четыре года не отдыхаю, три недели отдыхаю — и потом не могу год себя собрать. А Аня сказала: «Раз в полгода, на две недели — и живешь от отпуска до отпуска» (Смеется). Зная, что ты все эти ресурсы сейчас тратишь, но скоро их восполнишь. И она была права. Так что теперь стабильно две недели раз в полгода и никак иначе.
Стиль: Мария Колосова. Макияж: Андрей Шилков для Shiseido. Прически: Светлана Шайда. Ассистент стилиста: Алена Газарова. Ассистент фотографа: Константин Егонов. Маникюр: Наталья Трофимова, «Express Nails Цветной бульвар». Продюсер: Нино Аршба. Ассистент продюсера: Анна Андрианова. Благодарим отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Дом-музей Б. Л. Пастернака» за помощь в проведении съемки
МАКИЯЖ: Манижа: тональное средство-флюид с эффектом естественного сияния Synchro Skin, Natural 3; квартет теней Essentialist, 01 Miyuki Street Nudes; моделирующий карандаш для бровей 3 в 1 InkTrio, 03 Deep Brown; подводка-карандаш для глаз MicroLiner Ink, 02 Brown; тушь MascaraInk, 01 Sumi Black; помада VisionAiry Gel, 202 Bullet Train; румяна с эффектом естественного сияния InnerGlow Powder, 06 Alpen Glow; все — Shiseido. Аня: тональное средство-флюид с эффектом естественного сияния Synchro Skin, Natural 2; квартет теней Essentialist, 01 Miyuki Street Nudes; моделирующий карандаш для бровей 3 в 1 InkTrio, 03 Deep Brown; подводка-карандаш для глаз MicroLiner Ink, 02 Brown; тушь MascaraInk, 01 Sumi Black; помада VisionAiry Gel, 212 Woodblock; румяна с эффектом естественного сияния InnerGlow Powder, 01 Inner Light; все — Shiseido.