Любовь Аксенову я заметила сразу, с первых ее ролей, с фильма Михаила Сегала «Рассказы», который представили однажды на Кинотавре. Но до этого интервью мы почти не общались. У Любы за плечами уже большая фильмография, более 50 ролей в кино и сериалах. Она красивая, востребованная и очень искренняя.
Актерство часто – диагноз. Таких актрис, которые в жизни не играют, а ведут себя естественно, я бы даже сказала, адекватно, я знаю немного, поэтому общение с ней доставило большое удовольствие.
Люба, знаю, что вы с мужем недавно вернулись из Праги. Как погуляли?
Слово «погуляли» не очень подходит, потому что в Праге был карантин, но время провели хорошо, по-рабочему. Последние несколько лет в это время я была в Индии. После того, как там снимали фильм Петра Буслова «Родина», мы начали ездить туда с Пашей (Муж Любы — продюсер Павел Аксенов. — Прим. ред.), с друзьями, и там друзей нашли.
Для тебя это место силы?
Можно и так сказать. Я там быстро переключаюсь на отдых. Дела продолжаются, работа со сценарием, например. Но телефон перестает меня так дергать. Просто становится спокойнее, понимаю – ну да, дела, но я все успею.
Люба, а у тебя есть ноу-хау перед длинным съемочным днем? Как ты готовишься? Подышать, прочитать молитву, или может есть амулет на удачу?
Я поняла про себя следующее: если я учу текст на ночь, перед сном, то на утро я его знаю наизусть. То есть мне нужно поспать. Еще мне помогает проиграть всю сцену самостоятельно. Я часто снимаю себя на видео, сама с собой играю. В основном, такую работу, когда есть время, провожу дома.
Ты уже не раз рассказывала о себе, но я не могу не спросить. Ты коренная москвичка. А где твоя родина в Москве?
Войковская. Я жила до конца института в тех краях. Там я точно сформировалась, как личность. Обожаю этот район.
Ты из семьи не творческой, у тебя папа военный. А как ты стала актрисой?
Вариантов будущей профессии было много. Дедушка уверен был, что надо стать стоматологом – чтобы денег зарабатывать и еще «зубы мне вылечишь». Брат учился на переводчика, и я думала, может пойти за ним. А потом, когда мне было 14, я получила травму ноги, которая долго не заживала. Я лежала в больницах и в школу не ходила. Когда выздоровела, завершила обучение экстерном, пройдя программу двух классов за год. Так, у меня появился «лишний» год. Мама предложила выбор – поступать сразу или думать год, искать себя. Мне не хотелось долго лоботрясничать. Я думала, решала, хотела выбрать такую профессию, чтобы она помогла мне стать взрослой, умной, серьезной…
И решила стать актрисой…
Да, решила стать актрисой. (Смеется). Спасибо маме. Мы с ней были на даче и смотрели канал «Культура», шел сюжет о вступительных экзаменах в театральные вузы. Мама вдруг спросила: «Не хочешь попробовать?». Я была уверена почему-то, что поступлю в Щепкинское. Прошла первый тур, второй, а третий — нет. Расстроилась, позвонила маме и уже начала было истерить, мол «это была плохая идея, эта история закончена», как услышала от нее – езжай в ГИТИС, там сегодня последний день прослушивания. Мы приехали на Арбат вместе, мама меня накормила, чаем напоила, успокоила. И в тот вечер я прошла прослушивание к Андрееву и Шейну.
А что ты читала?
«Принцессу на горошине» из прозы, «Стрекозу и Муравей» – басню. Но своим чтением, если уж честно говорить, я никого не впечатлила. Никакой реакции у комиссии не было. А потом я начала петь и танцевать. Шакиру, Наталью Орейро – мне было 16 и мне это нравилось. (Смеется).
Получается, что вы с мамой две авантюристки.
Так и есть. Для меня эта ситуация – доказательство того, что все, что ни делается, все к лучшему.
Твою карьеру смело можно назвать успешной. А какие роли, сыгранные или, наоборот, те, что ты не получила, стали для тебя судьбоносными? Вот, «Рассказы», например. Как ты попала к Сегалу?
В тот год, когда мы познакомились с Михаилом Сегалом, он показывал на Кинотавре свой короткий метр «Мир крепежа», который потом вошел в полный метр «Рассказов», а мы с Нигиной Сайфуллаевой привезли «Шиповник». Я помню, посмотрела фильм Михаила, и он мне сильно запал в душу. Сижу и думаю: «Вот бы с этим режиссером поработать». Буквально на следующий день он ко мне подошел, мы обменялись телефонами, начали общаться. Михаил ничего не говорил ни про кино, ни про другие свои профессиональные планы. Через какое-то время Сегал пригласил меня на пробы, и все сложилось. Надо отдать ему должное, он никогда не приукрашивает значимость актера, не говорит: «Я только тебя в этой роли вижу и больше никого». Наоборот: «Знаешь, тут есть еще три девушки, вы все разные, все мне нравитесь, надо смотреть». Честный. Мне это нравится. Была в моей жизни и несыгранная роль, которая повлияла на актерскую судьбу. Когда я окончила первый курс ГИТИСа, меня утвердили на роль старшей девочки Маши в ситкоме «Папины дочки». Начали снимать, но все что-то не складывалось. В итоге, меня сняли с роли со словами: «Ты очень молодо выглядишь, как будто с Дашей Мельниковой вы одного возраста, а ты должна быть старше…». Не знаю, насколько это была реальная причина, но контракт был расторгнут. Для меня это стало ударом, потому что в свои 18 лет я уже чувствовала себя «на коне», я — будущая звезда. Конечно, я всем растрепала в институте, что снимаюсь, и мне было ужасно стыдно возвращаться на учебу, так и не снявшись… Но сейчас я понимаю, что если б я сыграла ту роль, у меня совершенно по-другому сложилась бы карьера.Костюм, ММ6; туфли, Jimmy Choo; колье, Stephen Webster;
серьги, Messika
А какая твоя главная актерская победа?
Из последнего — я довольна работой в фильме «Глубже» опять-таки Михаила Сегала. Работалось легко и мне нравится результат. А из знаковых моментов, которые меня сильно поменяли как актрису, могу выделить «Шиповник». Тогда произошел первый щелчок, у меня изменился фокус внимания. Пока я училась, пока проходила первые пробы, кастинги в сериалы, думала о фасаде – вот так я буду стоять перед фотографами, успешная, красивая, у всех на виду, вот так буду сниматься в блокбастерах. Я не понимала, куда я пришла и что я смогу привнести в профессию. Только работая с Нигиной, я поняла, что такое кино, кто такой актер, каким может быть диалог между актером и режиссером. Я вдруг увидела глубину профессии. Это был переломный момент.
У тебя такая ярко выраженная и вместе с тем мягкая внешность. Твоя красота, я бы сказала, французская. Ты нравишься и мужчинам, и женщинам, причем женщины легко приведут своего парня на тебя, такую красивую актрису, даже когда ты обнажаешься.
Спасибо. Да, действительно, в моей карьере эротика достаточно долгое время присутствовала. (Улыбается).
И правильно. Я считаю, что если обнажение красиво и правильно используется, то нет причин этого не делать…
Обнажение должно быть оправдано. Но я прошла длинный путь по принятию себя, своего тела, а главное — эротические сцены стали для меня практикой актерской. Важно было, насколько я смогу решать свою актерскую задачу, не отвлекаться, не зажиматься, а кайфовать от того, что могу работать и делать это голой! Когда поняла, что могу, это был прорыв и личный, и актерский. Как бы это дико ни звучало, но мне было важно поставить галочку – да, мне не страшно, да, я могу еще и эмоцию показать.
А вот твой новый проект по комиксам – неожиданная для тебя история? Роли у тебя все разные, но внешне ты не сильно менялась. Раньше ты работала исключительно своим актерским мастерством, а здесь тебе в помощь еще и смена имиджа – в фильме «Майор Гром» у тебя короткие красные волосы.
Это очень весело. Я получаю кайф от того, как меняется лицо с новой прической и цветом волос. Когда предложили эту роль – а в комиксе визуальный образ уже задан – я подумала: «О! Повезло!». Гримеры сшили замечательный парик из натуральных волос, и он мне так понравился, что я хотела его забрать, а уже после съемок, когда появилась возможность, покрасила свои волосы в красный цвет.
А ты вообще комиксы когда-нибудь читала?
У меня своя небольшая коллекция разных комиксов, я люблю смотреть в кино фильмы на их основе. «Майор Гром» до проб не читала, но мне всегда была интересна эта вселенная. Видела их серию на прилавках в одном магазинчике, пролистала и подумала: «Ух ты! И это делают наши ребята?! Ничего себе!» Знала, что он успешный, смотрела короткий метр по его мотивам, и он мне понравился.
У тебя были пробы в иностранные проекты, которые пока не дали тебе ролей. Насколько ты планируешь дальше пробоваться? Хотела бы ты покорить мир?
Когда я познакомилась со своим международным агентом, я задалась вопросом, зачем мне это. Дело в том, что мне интересно. Приходят запросы на пробы в классные международные картины, в которых можно попробовать себя в новом амплуа. У меня нет установки, что нужно обязательно получить роль. Хочется продолжать заниматься актерским мастерством, и неважно на каком языке. Сейчас я знаю английский. Но иногда мне приходит запрос на пробы на итальянском, испанском, французском. Я учу фразы, меня «держит» текст, и я понимаю – о, теперь я хочу учить другой язык, чтобы попробовать и на нем поиграть. Любовь: пиджак, Maison Margiela; платье, Organic by John Patrick; туфли Jimmy Choo; колье и серьги, Stephen Webster
Вы с Павлом – творческая семья. Он продюсер, ты актриса. Вы молодые и много лет женаты. Что вас объединяет помимо любви, что является стержнем в ваших отношениях?
Недавно в разговоре с нашими друзьями мы вдруг обнаружили ответ на этот вопрос. Да, у нас очень много общего – нам нравится одно кино и музыка, мы оба занимаемся саморазвитием, нас интересуют одни и те же явления. И в то же время, у каждого есть что-то свое, что может быть не интересно другому. Если Паша захочет заниматься восточными единоборствами, это не значит, что я обязательно должна пойти заниматься с ним. Мне это может быть не надо. Но я буду интересоваться его успехами и радоваться за него. Это создает крепкую связь между нами. При этом мы многим занимаемся вместе – работаем, что-то пишем, придумываем, создаем, реализуем.
У вас есть совместные проекты?
Сейчас готовим один экопроект вместе с Пашей и нашей подругой, соратницей, Зоей. Надеюсь, вскоре мы о нем расскажем. На подготовку ушло около двух лет. Это связано с переработкой вторсырья и попыткой очистить наши леса и парки от мусора.
Этот проект очень важен для тебя и я желаю тебе, чтобы все получилось. Люба, мне было очень приятно с тобой поговорить. И странно, что это произошло только сейчас. Желаю нам и дальше продолжать общаться.Платье, N21; туфли Maison Margiela; серьги, MessikaФото: Михаил Федосеев.
Стиль: Александра Новикова.
Макияж: Анна Меркушева/Make Up For Ever.
Прическа: Иван Иванов/L’Oreal Professionnel.
Продюсер: Ольга Закатова.
Ассистент стилиста: Ольга Бусыгина.
Ассистент продюсера: Виктория Захарочкина.
Благодарим галерею коллекционного дизайна MIRRA за помощь в организации съемки.