Легендарный режиссер, талантливый сценарист, президент киноакадемии «Ника» — имя Андрея Кончаловского имеет вес не только в России, но и на Западе. С самого начала карьеры его фильмы становились лауреатами престижных фестивалей, а два из них — «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай» — принесли постановщику награду «Серебряный лев» в Венеции.
В личной жизни режиссера не все шло гладко. В первых четырех браках имелось место изменам и разочарованиям, зато с Юлией Высоцкой Кончаловский живет в гармонии более 20 лет. Как и другие пары, супругов не обошли стороной проблемы и разногласия, но благодаря крепким чувствам и работе над отношениями влюбленные до сих пор вместе.
Сегодня Андрей Сергеевич празднует 82-й день рождения, а мы вспоминаем его долгий творческий путь и любимых женщин, оказавших влияние на его судьбу.
ГЕНИЙ КИНЕМАТОГРАФА
Зарубежные коллеги удивлялись, узнав, что два знаменитых российских режиссера Никита Михалков и Андрей Кончаловский — родные братья. Андрей Сергеевич взял фамилию матери в качестве псевдонима, когда стал публиковаться в журнале «Искусство и кино», что и вызвало впоследствии сомнения у окружающих.
Но с будущей профессией Кончаловский определился не сразу. С детства он увлекался музыкой и даже поступил в училище при столичной консерватории. Затем юношу заинтересовал кинематограф, что в корне изменило его жизнь. Первый короткометражный фильм «Мальчик и голубь» Андрей Сергеевич снял в студенческие годы. Дебют был на редкость успешен: картина получила «Бронзового льва» на фестивале детского кино в Венеции.
Во время учебы начинающий постановщик подружился с Андреем Тарковским. Вместе студенты написали сценарии к лентам «Иваново детство» и «Андрей Рублев», которые впоследствии прославили Тарковского как талантливого режиссера, а Кончаловскому позволили дебютировать в амплуа актера.
«Во ВГИКе моим первым псевдонимом был «Безухов», потому что я был толстым — 100 килограммов весил. Бондарчук меня пробовал даже на эту роль. А у нас с Тарковским тогда печатался сценарий под подписью «Тарковский, Безухов», — вспоминал Андрей Сергеевич в программе «Познер» на Первом канале.
Старый псевдоним вскоре был забыт, и мир узнал кинематографиста уже под фамилией матери, хотя в паспорте Андрей Сергеевич так и остался Михалковым. Международное признание Кончаловскому принесли картины, поставленные по произведениям русской классики: «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня». Последняя, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, была высоко оценена Вуди Алленом. А вот «Сибириада», в которой сыграл брат режиссера Никита Михалков, оказалась близка не только советскому зрителю, но и удостоилась Гран-при на фестивале в Каннах.
Творчество Кончаловского становилось все более интересным за рубежом, и в 1980-м он уехал в США. Первая же короткометражка, созданная в Голливуде, «Сломанное вишневое деревце», принесла постановщику номинацию на «Оскар», как и последующая работа «Поезд-беглец». Однако наибольшую популярность у зрителей завоевал боевик «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом, хотя конфликты с продюсером не позволили Андрею Сергеевичу доснять картину до конца.
«В Америке у меня был успех только до того момента, пока были номинации на фильмы. Но я забылся и стал снимать даже в коммерческом отрезке — «Танго и Кэш» — авторское кино. И поскольку я забылся, то вылетел», — рассуждал Кончаловский.
В 90-е он вернулся на Родину, а в 1997-м вновь создал проект совместно с зарубежными коллегами — мини-сериал «Одиссея» стал самым дорогим телефильмом того времени и получил премию «Эмми». После триумфа критики ожидали от режиссера новых картин, но за пять лет он не выпустил ни одной. Только в 2002-м вниманию зрителей был представлен «Дом дураков».
Следующим шагом Кончаловского стало создание собственного продюсерского центра, с которым он смог реализовать книгоиздательские проекты, выпустить несколько программ на центральных телеканалах, в том числе популярное кулинарное шоу Юлии Высоцкой «Едим дома!». Многие коллеги уверены: творческий тандем актрисы и режиссера вывел талант Андрея Кончаловского на новый уровень.
ТАК МНОГО ЛЮБВИ
Бурная личная жизнь режиссера никогда не была секретом. Высокий интеллект, обаяние, неоспоримый талант — все это магнитом притягивало к Кончаловскому женщин. Его первой избранницей стала балерина Ирина Кандит. Не мешкая, Андрей Сергеевич сделал возлюбленной предложение, но уже через два года после свадьбы Ирина ушла от него к дирижеру Большого театра.
Серьезный роман начался у Кончаловского в студенчестве с актрисой Жанной Болотовой, а затем и с Марианной Вертинской. Символично, что примерно в то же время сестра Марианны — Анастасия вышла замуж за Никиту Михалкова, но, в отличие от брата, Андрей Кончаловский не планировал жениться.
Роман с Кончаловским и соперничество с сестрой: личная жизнь Марианны Вертинской
Задуматься о создании семьи режиссера заставила Наталья Аринбасарова. Он познакомился с актрисой, когда искал кандидаток на роль главной героини в картине «Первый учитель», и был очарован ее скромностью и обаянием. В 1966-м пара сыграла шумную свадьбу, и вскоре супруга подарила Кончаловскому сына Егора. Первый клин в брак вбило новое увлечение Андрея Сергеевича — роман с Машей Мериль, известной по фильму «Очаровательная лгунья». Русская дворянка, эмигрировавшая в Европу и ставшая звездой французского кино, покорила постановщика.
«У нас была настоящая любовь, короткая, но очень сильная. Увы, наше чувство с самого начала было обречено на смерть. Ведь он жил в Советском Союзе, а я — в Париже. Мы пытались быть вместе, встречались в других странах, когда была такая возможность», — рассказывала актриса.
Романтичная история закончилась трагедией. В одну из встреч в Праге Кончаловский подарил возлюбленной шесть открыток, попросив каждый месяц присылать одну из них ему в знак того, что чувство не угасло. После четвертого письма он, готовый начать новую жизнь, рассказал жене об измене, но тут пришла пятая — с известием, что все кончено, и Маша выходит замуж. Актриса не знала русского языка, так как рано покинула родину, а режиссер плохо переводил с французского, поэтому не понял, что текст предыдущего послания гласил: Мериль беременна и ждет скорейшего решения от избранника. Не получив отклика от Андрея Сергеевича, артистка сделала аборт и приняла предложение руки и сердца от поклонника. После неудачной операции она больше не смогла иметь детей.
Кончаловский написал Маше, что всю жизнь будет любить ее, несмотря на печальный финал их отношений, но вскоре в его судьбе появилась новая избранница — Ирина Купченко. Роман продлился недолго, однако после него режиссер наконец решился на развод с Натальей. В 1969-м постановщик женился на переводчице Вивиан Годэ, которая вскоре родила ему дочь Александру.
Вторая жена Андрея Кончаловского рассказала о причинах развода
Идиллия продлилась пять лет, пока Андрей Сергеевич не встретил Елену Кореневу. На время съемок «Романса о влюбленных» он переехал к актрисе. Знакомые уверенно называли Елену гражданской женой Кончаловского, но через три года они разошлись.
Наталья Андрейченко, Лив Ульман, Ширли Маклейн, Ким Харрис — список возлюбленных режиссера полнился известными именами. Его четвертой супругой стала диктор Ирина Мартынова. В этом браке у Кончаловского родилось две дочери, но спустя семь лет он вновь пустился в свободное плавание.
Несмотря на переменчивость и влюбчивость, постановщик всегда старался уйти с достоинством и без конфликта. Он разбивал сердца женщинам, но при этом никогда не бросал собственных наследников. Кроме того, Андрей Сергеевич помогал не только детям, появившимся в официальных браках. Так, он признал ребенка от актрисы Ирины Бразговки, которая 17 лет скрывала от постановщика, что растит его дочь Дарью.
ИДЕАЛЬНЫЙ БРАК, ОМРАЧЕННЫЙ ТРАГЕДИЕЙ
О стабильности в личной жизни Кончаловского заговорили, когда он встретил Юлию Высоцкую. Они познакомились на «Кинотавре» в 1996-м, поженились через два года и с тех пор не расставались. Некоторые ставили под сомнение, что брак продлится долго. Все из-за большой разницы влюбленных в возрасте — Юлия младше мужа на 36 лет. Однако пара до сих пор вместе.
У супругов родились дочь Мария и сын Петр. Юлия не только стала прекрасной мамой и хранительницей очага, но и опорой мужа в творческих начинаниях: играет во многих его картинах, регулярно посещает светские вечера и кинофестивали. Их сплотила не только общая работа, но и горе — в 2013-м Кончаловский попал в ДТП во Франции. Сам он не пострадал, а вот дочь Маша, которая была на пассажирском сиденье, получила серьезную травму головы и впала в кому. Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая редко говорят о состоянии наследницы, но ее реабилитация продолжается до сих пор.
Семья Кончаловских впервые рассказала о здоровье Маши
В прошлом году знакомые семьи заговорили о разладе супругов, намекая, что трагедия с дочкой стала причиной ухудшения отношений. Слухи о возможном разводе подогревало и то, что пара прекратила вместе выходить в свет. Однако Кончаловский и Высоцкая продемонстрировали окружающим, что чувства между ними не исчезли: сначала в Сети появились трогательные снимки влюбленных из отпуска, а в минувшем январе они обвенчались после 20 лет брака в Пскове.
«Этот собор — исключительное место», — коротко прокомментировал событие режиссер.
Среди приглашенных на закрытой церемонии оказались лишь самые близкие паре люди. Высоцкая и Кончаловский постарались избежать публичности, ведь важным для них был лишь тот факт, что теперь их брак благословлен небесами. Отношения супругов вышли на новый уровень, а поклонники звездной семьи окончательно убедились: актриса и режиссер созданы друг для друга.
Надежда на чудо? Почему венчались Кончаловский и Высоцкая
«Наши отношения, как и любые другие, эволюционируют, и, наверное, со стороны виднее — романтичные они в данную минуту или нет, — делилась Высоцкая. — У каждого из нас свои недостатки, тут вопрос — чем это компенсируется. Если есть любовь, то она помогает любые качества принимать и любить».
По материалам изданий «АиФ», «Домашний очаг», «КП».
Фото: Legion-Media, кадр из фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» киностудии «Мосфильм», кадр из фильма Андрея Кончаловского «Одиссея» киностудии Hallmark Entertainment, кадр из фильма Андрея Кончаловского «Дом дураков» производства Bac Films, Hachette Premiere и Personafilm, кадр из фильма Мишеля Девиля «Очаровательная лгунья» киностудии «Элефильм», кадр из фильма Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» киностудии «Мосфильм», кадр из фильма «Рай» производства «Продюсерского центра Андрея Кончаловского», DRIFE Filmproduktion GmbH and Co. KG