Все велосипеды и велосипедные рамы, продающиеся в России, с 1 сентября 2024 года должны быть промаркированы, такое требование содержится в проекте правительственного постановления, разработанного в Минпромторге. В случае принятия эта инициатива, по замыслу разработчиков, поможет пресечь нелегальный оборот велотоваров. «По экспертной оценке, более 1 млн велосипедов в год ввозится на территорию Российской Федерации нелегально, а также до 2 млн единиц в год — с нарушением таможенных процедур через территорию стран — членов ЕАЭС», — говорится в пояснительной записке к документу. Кроме того, «введение механизма обязательной маркировки на велопродукцию позволит повысить уровень безопасности продукции, а также будет способствовать борьбе с контрафактом и некачественными аналогами», — специально для aif.ru сообщили в пресс-службе Минпромторга.
По экспертным оценкам, маркировка является достаточно эффективной мерой, но вводить ее было бы целесообразнее по отношению к другим товарным группам. «В целом маркировка товаров вводилась в основном с фискальными целями, она призвана отследить движение каждой единицы товара в торговом обороте, — напоминает глава национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — Трудно сказать, зачем решили маркировать именно велосипеды, это не подакцизный товар, система учета была бы более важна, например, для подакцизных автомобилей».
Возможно, выбор пал на велосипеды, потому что по отношению к ним была проведена большая подготовительная работа. «По итогам проведенного в 2019-2020 годах эксперимента по маркировке велосипедов и велосипедных рам (5,26 тыс. участников) правительством РФ было принято решение о введении обязательной маркировки данных товаров. В ходе эксперимента были отработаны все технические решения и способы нанесения маркировки», — пояснили в Минпромторге.
Маркировка велосипедов не станет затратной для участников рынка и не повлияет на конечные цены. «Заметного влияния маркировки на стоимость велопродукции не ожидается. Даже в отраслях с высокими и сверхвысокими скоростями производства маркировка не оказывает влияния на цены. С учётом стоимости велосипедов, низкими скоростями производственных линий и простыми способами нанесения цифровых кодов DataMatrix, а также зафиксированной стоимостью одного кода в 50 копеек, влияние на цену будет околонулевым», — специально для aif.ru сообщили в пресс-службе Минпромторга.
Мнение эксперта совпадает с позицией чиновников. «На цены маркировка практически не влияет, — подтверждает Павел Шапкин. — Самым дорогим процессом является наклейка марок, она стоит не более 50 коп. на каждую единицу товара, что никак не сказывается на конечной стоимости. Любая маркетинговая надпись обходится примерно столько же или даже дороже. Другие способы маркировки технологичнее и еще дешевле», — заключил эксперт.
Технически «маркировка велотоваров будет осуществляться на базе государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, «Честный знак», — пояснили в Минпромторге. В сферу ответственности этой системы уже входят целый ряд потребительских товаров, например, молочная продукция, обувь, шубы, духи, фотоаппараты, шины и многое прочее.
Согласно аналитическому отчету НИУ ВШЭ, в 2017-2020 годах нелегальный оборот велосипедов занимал около 30% российского рынка, при этом в структуре реализации 58% приходилось на небольшие, не сетевые магазины.