Кумир поколения, величайший артист своего времени, мэтр эстрады — какими только громкими титулами не награждали Иосифа Кобзона за годы его работы на сцене. Сам певец старался не комментировать свой вклад в развитие мировой музыкальной индустрии. Он будто стеснялся признавать, что является легендой, недосягаемым идеалом для многих поклонников.
Однако были времена, когда фамилию Кобзон еще никто не знал. Тогда будущий народный артист только начинал свой творческий путь, выступая на сцене перед первыми зрителями. 11 сентября великому певцу исполнился бы 81 год, и поэтому самое время вспомнить, как когда-то он делал первые шаги по направлению к успеху.
АРМЕЙСКИЙ ЗАВОДИЛА
Первые выступления Кобзона перед зрителями состоялись в середине 50-х, когда будущий народный артист учился Днепропетровском горном техникуме. Уже тогда о его сильном голосе слагали легенды, но сам Иосиф Давыдович о том, чтобы посвятить жизнь сцене не помышлял.
Гораздо больше его увлекал спорт. В то время Иосиф Давыдович увлекся боксом, и даже достиг немалых успехов на это поприще. Однако после нокаута он твердо решил, что не хочет рисковать здоровьем ради медалей и наград.
Ну, а дальше была служба в армии. С 1956 года он входил в состав ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа. Отдав воинский долг Родине, Кобзон продолжил заниматься музыкой, и в этот период его наставником стал легендарный руководитель хора Днепропетровского дворца студентов Леонид Осипович Терещенко.
Талант Кобзона наставник разглядел практически сразу, поэтому взялся за его подготовку к поступлению в Одесскую консерваторию.
«После хоровых упражнений мы занимались по индивидуальной программе. Вхожу, а мой ученик стоит на сцене у моего друга Виктора Фальковского и исполняет песню, при этом так напрягает горло — ужас! Старается звучать должным образом на фоне эстрадной «меди»! Я ему говорю: «Горлань на здоровье, но голос ты посадишь». Ему же нельзя было надрываться до того, как окончательно поставит вокал, который звучал день ото дня лучше. И эстраду он петь тогда перестал», — любил вспоминать Терещенко.
Именно Леонид Осипович помог начинающему певцу устроиться на первую серьезную работу. Тогда Кобзон трудился в бомбоубежище Днепропетровского химико-технологического института, где протирал противогазы за оклад в 50 рублей. Долго задерживаться в провинции Иосиф Давыдович не мог, ведь его ждала сцена, долгожданные овации сотен и тысяч зрителей. Впереди была Москва…
ВЕЛИКАЯ ПЕСНЯ И ПРОТЕКЦИЯ ЗНАМЕНИТОГО РЕЖИССЕРА
Уже в 1958 году Кобзон начал работать в цирке на Цветном бульваре. Совсем юному артисту выпала честь выступать под началом Марка Соломоновича Местечкина. Прославленный режиссер невероятно ценил молодого дебютанта, поэтому доверил ему исполнять песню «Куба — любовь моя» из одноименной программы.
Композитором всесоюзного хита стала Александра Пахмутова, которая не раз признавалась, что была в восторге от интерпретации Кобзона, полностью передавшего настроение песни.
«Куба — любовь моя» — это песня о нашей дружбе с народом острова Свободы. Она была написана в дни, когда героическому народу Кубы, только что начавшему строить новую жизнь, грозила опасность новой интервенции. Я стремилась придать песне мужественный характер, и в то же время подчеркнуть её национальный колорит. Поэтому походная, маршевая мелодия звучит как бы на фоне сопровождения гитарных переборов в характерном танцевальном ритме», — вспоминала Пахмутова.
Несмотря на действительно большой успех, Иосифу Давыдовичу было сложно совмещать карьеру и учебу. Тогда он был студентом Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, и часто вынужден был пропускать занятия ради очередных репетиций и концертов.
Верный друг и дамский угодник: каким человеком был Иосиф Кобзон
В 1959 году Кобзон решился на эксперимент и начал выступать вместе с однокурсником Виктором Кохно. Баритон и тенор прекрасно смотрелись вместе на сцене, а их голоса идеально сочетались. Вот только взгляды на жизнь и карьеру у артистов различались кардинально. И если Иосиф Давыдович мечтал работать на эстраде, то Кохно куда больше привлекала камерная музыка.
На фоне этого конфликта интересов дуэт в итоге перестал существовать. Артисты пошли разными дорогами, но продолжали общаться.
«Он хотел заниматься камерным творчеством. Мне тоже нравится и камерная музыка, и опера — я спел шесть оперных спектаклей. Но я полюбил навсегда — еще с художественной самодеятельности — песню. Я был предан ей. Получилось так, что, когда он закончил институт, не прижился в оперном театре и в филармонии. И мне пришлось устраивать его в Москонцерт как эстрадного исполнителя. Безусловно, это было выходом из положения, для того чтобы зарабатывать себе на жизнь. Это его удручало, не приносило удовлетворения, и он начал пить. К сожалению, он очень много пил, а в 2010 году ушел из жизни. Это был прекрасный человек, талантливый, музыкальный», — позже рассказывал Кобзон.
Вместе с Виктором Кохно Иосиф Давыдович исполнил более десяти песен. Именно в этот период началось тесное сотрудничество Кобзона с композитором Аркадием Островским, которое в итоге обернулось для будущего народного артиста тем самым фурором, о котором он так долго мечтал.
ДОЛГОЖДАННЫЙ УСПЕХ
Многим звездам бывает трудно вспомнить, когда в их жизнь ворвался успех. Однако в случае с Иосифом Давыдовичем, все предельно понятно: композиция «У нас во дворе» стала настоящим гимном начала 60-х годов.
Что самое интересное, будущий хит родился совершенно случайно.
«Песня «У нас во дворе» появилась так же, как и многие случайно. Ошанин пришел и показал эти стихи. Островский попросил меня, я пришел и вот мы втроем разучивали эту песню. Она должна была прозвучать на передаче «С добрым Утром!», — рассказывал однажды Кобзон.
Как вспоминали позже создатели, песня стала настолько популярной, что со всего Советского Союза в редакции крупных радиостанций стали слетаться письма. Молодые люди умоляли написать продолжение баллады, чтобы узнать, чем же закончилась история. В итоге, уже через семь месяцев свет увидела композиция «И опять во дворе».
13 редких фотографий Иосифа Кобзона
Кобзона снова ждал оглушительный успех, но авторы хита Аркадий Островский и Лев Ошанин столкнулись с неожиданной критикой. «Почему поют только про парней, а о девчонках ни слова?» — вопрошали советские дамы. В связи с этим композитор и поэт сочинили трогательную песню «Я тебя подожду», исполнение которой доверили Майе Кристалинской. Эта баллада также получила всенародную любовь, а первый песенный цикл в истории страны продолжил свое существование.
«По принципу «Манька дома Ваньки нет, Ванька дома Маньки нет». Паренек возвращается, девчонки нет. И я пою четвертую песню — «Вот снова этот двор». «На милом этаже квадратики огня, теперь они горят не для меня». Уехала девчонка в неизвестном направлении. И авторы понимали, что историю нужно заканчивать. И они решили, что будет такая в исполнении Майи песенка, напоминающая детства последний звонок. И в моем исполнении «Доверчивая песня». Это преамбула к счастливой финальной песни, когда любовь эта встретилась. Типа свадьба», — вспоминал позже Кобзон.
По трагическому стечению обстоятельств, спустя всего несколько месяцев после выхода последней песни цикла из жизни ушел композитор Аркадий Островский. Ему было всего 53 года, но баллады «А у нас во двре» и «Я тебя подожду» до сих пор знают слушатели самых разных возрастов.
Самого же Иосифа Давыдовича ждал новый виток популярности. Еще в 1965 году певец принял участие в международном конкурсе «Дружба», который проходил в шести социалистических странах. Тогда он завоевал первые места во время концертов в Варшаве, Берлине и Будапеште. Зрители восхищались манерой исполнения Кобзона, а критики не уставали отмечать великолепное звучание его лирико-драматического баритона.
Покушение, обвинения в продаже оружия: криминальное прошлое Иосифа Кобзона
О достоинствах артиста и его вкладе в международное развитие музыки можно говорить бесконечно. В далеких 60-х Кобзон вряд ли мог предположить, что для коллег и фанатов он станет недостижимым идеалом, неоспоримым авторитетом, заняв важное место в истории отечественной культуры.
Составлено по материалам Pravda.ru, ТАСС, «Радио Дача», 2х2.su.